14 января
В 1904 году родился сэр Сесил БИТОН /полное имя – Сесил Уолтер Харди БИТОН/ (в Хампстеде, Лондон), известный английский фотограф, мемуарист, икона стиля, дизайнер интерьеров, художник по костюмам и декорациям, один из важнейших мастеров модной фотографии.
В 1970 году был включён в Международный список Зала славы самых стильных людей.
* * * * *
Выходец из семьи торговца древесиной, Сесил в школьном возрасте проявил художественный талант – он оказался замечательным певцом. В тот же период его няни была популярная в то время модель фотоаппарата «Kodak 3A Camera», идеальная для начинающих фотографов, и няня обучила Сесила основам фотографии. Мальчик часто просил мать и сестер позировать ему. Когда он набрался достаточно опыта, то под псевдонимом стал отправлять свои фотографии в лондонские журналы.
Поступив в Кембриджский университет, Битон продолжал заниматься фотографией. Наконец, его снимки стал покупать и публиковать британский журнал «Vogue».
Покинув в 1925 году университет без степени, он в дальнейшем стал профессиональным фотографом, предварительно прошел обучение в мастерской Пола Танкерея. Через 2 года Сесил Битон стал штатным фотографом журнала «Vogue» и основал собственную студию.
Известность ему принесли фотографии, созданные для индустрии моды, и портреты людей из высшего общества. Он также стал штатным фотографом журнала «Vanity Fair» и начал фотографировать голливудских знаменитостей. Кроме того, Битон часто делал снимки королевской семьи для официальных публикаций и особенно любил, когда ему позировала Королева Елизавета. Памятные снимки со свадьбы Эдуарда VIII и Уоллис Симпсон делал именно он.
После II-й мировой войны Битон взялся за создание костюмов и декораций для бродвейской постановки «Веер леди Уиндермир», в которой ещё и сыграл сам. В 1956 году он прекрасно поработал над бродвейским мюзиклом «Моя прекрасная леди», что повлекло за собой работу над фильмами «Жижи» и «Моя прекрасная леди», причём оба они принесли Сесилу Битону премию Киноакадемии. Также им была спроектирована академическая одежда для Университета Восточной Англии. В 1972 году Битон был возведен в рыцарское достоинство.
В 1974 году мастер пережил инфаркт. В результате он утратил подвижность правой руки, и ему пришлось научиться рисовать левой. Когда весной 1979 года парижские дизайнеры заявили о возврате к элегантности, естественно, французский «Vogue» обратился именно к Битону – и получил 46 полос фотографий. Его моделями для этой съемки стали Палома Пикассо, Лулу де Ла Фалез и монакская принцесса Каролина.
Фотограф с былым энтузиазмом воссоздал атмосферу и стиль своих фотографий – журнал так и назвал это возвращением назад, к эпохе сэра Сесила Битона. Данная работа имела сумасшедший успех, последовали новые заказы и, возможно, это стало бы началом новой эры Битона в «Vogue». Но в следующем году его не стало...
За свою жизнь он опубликовал 6 томов своих дневников, охватывающих период с 1922 по 1974 год.
Скончался сэр Сесил БИТОН от сердечного приступа 18 января 1980 года в своём доме (графство Уилтшир на юге Англии).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_января #Б__
14 января
В 1916 году родился Александр Дмитриевич ТИХОМИРОВ (в Баку), советский и российский художник, ученик И.Г. Рыженко и А.А. Осмёркина, автор ленинианы и самого большого портрета Ленина.
В своем развитии он прошёл путь от реалистической школы живописи, импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма до близкого немецкому экспрессионизма и неоклассического стиля, в котором работал в последние два десятилетия.
Хотя в историю официального советского искусства Тихомиров и вошёл как автор ленинианы, однако произведения на библейские сюжеты, темы отверженности и странничества, темы театра и цирка, музыки, а также посвященные Востоку, над которыми художник трудился в мастерской, не были ему чужды. Но долгое время они оставались неизвестны широкой аудитории.
* * * * *
Выходец из семьи инженера-строителя, он рисовать начал с детства. Из ранних работ бакинского периода жизни сохранились графический портрет «Мама» (1928) и живописный «Портрет отца» (1930-е).
Окончив 6 классов школы, учился на рабфаке. В это время стал работать в живописной мастерской рекламы. В 1934 году был принят сразу на 2-й курс живописного факультета Бакинского художественного училища, через год начал заниматься в мастерской И.Г. Рыженко, который дал ему «крепкую реалистическую основу и живописную культуру».
Одновременно подрабатывал в Бакинском цирке как художник-оформитель. Создавал плакаты, а также афиши представлений. В 1937 году принял участие в выставке, посвящённой юбилею поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», выполнив графические иллюстрации к произведению.
По окончании училища работал в художественном отделе Антирелигиозного музея художником-плакатистом. Одновременно занимался монументальной и станковой живописью. Писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены.
В годы Великой Отечественной войны был освобожден от мобилизации в связи со слепотой правого глаза. В 1941-43 годы писал агитационные плакаты, портреты героев войны. В 1944 году приехал в Москву, поступил на 3-й курс графического факультета Московского государственного художественного института (МГХИ) в мастерскую А.А. Осмеркина, русского «сезанниста», участника «Бубнового валета».
Параллельно работал в живописно-портретной мастерской в Живописно-выставочном производственном комбинате Московского отделения Художественного Фонда. В октябре 1948 года был отчислен из МГХИ из-за обвинения в «формалистических тенденциях».
После этого был художником в художественно-производственных мастерских театра К.С. Станиславского и Немировича-Данченко. Театр, цирк, музыка – темы его многочисленных произведений. Он создал целый калейдоскоп образов, в которых неуемная веселость сочетается с гротеском, бутафорией. Внешняя яркость, праздничность скрывает за собой мир закулисья, где те же персонажи предстают совсем в ином обличье.
В период 1951-76 годов работал художником-оформителем в Московском комбинате декоративно-оформительского искусства (в дальнейшем – комбинат монументально-декоративного искусства).
В 1960-70-е годы писал портреты В.И. Ленина для праздничного оформления зданий и улиц Москвы. Александр Тихомиров выполнил самый большой в мире живописный погрудный портрет Ленина (42 x 22 м), который размещался на фасаде здания Министерства иностранных дел во время праздников. Второй портрет вождя в полный рост – 62×42 м. Известны также ленинские портреты, размещавшиеся на здании Библиотеки СССР имени Ленина, на Кутузовском проспекте.
Композитором О.К. Эйгес посвятил Тихомирову одно из произведений цикла «Пять этюдов».
После выхода на пенсию в 1976 году художник целиком отдался творчеству.
Скончался Александр Дмитриевич ТИХОМИРОВ 30 марта 1995 года, в Москве.
В 2010 году режиссёром Я.С. Назаровым был создан фильм «И внутрь души направлю взгляд…», посвящённый жизни и творчеству Тихомирова.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_января #Т__
14 января
1945 года родился Алексей Дмитриевич РЕЙПОЛЬСКИЙ (в Ленинграде), советский и российский художник-иллюстратор.
Известен как мастер книжной иллюстрации.
* * * * *
Обучался в средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, затем на графическом факультете этого института. Занимался в мастерской книжной графики под руководством профессора М.А. Таранова.
Серия линогравюр к роману Ф.М. Достоевского «Игрок», являющаяся дипломной работой художника, была удостоена высшей оценки и приобретена музеем-квартирой Ф.М. Достоевского.
После окончания института в 1969 году работал в издательствах «Детгиз» и «Художник РСФСР» художественным редактором. С 1978 года является членом Союза художников РФ, а с середины 1980-х годов картины художника выставляются на различных выставках.
Алексеем Рейпольским исполнено более 100 работ маслом в области станковой и монументальной живописи, ряд иконописных произведений; большое число эстампов во всех разновидностях печатной графики; множество акварелей, пастелей и темперных работ.
Оформил и проиллюстрировал более 70 книжных изданий, среди которых: серия сказок Ш. Перро («Золушка», «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Синяя борода», «Рике-хохолок», «Ослиная шкура»); сборник сказок А.С. Пушкина и его поэма «Руслан и Людмила»; драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и его сказка «Ашик-Кериб»; роман Ф.М. Достоевского «Игрок»; сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»; роман В. Скотта «Айвенго»; сборник поэтической лирики и переводов с английского С.Я. Маршака; сборник «Русские сказки»; книги-монографии, посвящённые Лермонтову, Радищеву, Державину, Блоку.
Выделяются его живописные работы, литографии, офорты, акварели с видами Санкт-Петербурга: парадные ансамбли центральных площадей и улиц Петербурга, набережные Невы, изгибы многочисленных рек и каналов.
Исполнены им и иконописные произведения: образа для Церкви Св. Марии Магдалины и Собора Св. Николая Чудотворца в городе Павловске.
Работы Алексея Дмитриевича РЕЙПОЛЬСКОГО хранятся во многих музеях и библиотеках России, библиотеке Ватикана, в частных коллекциях в страны и за рубежом.
14 января
В 1827 году родился Петр Петрович СЕМЕНОВ-ТЯНЬ-ШАНСКИЙ (в деревне Урусово, под Рязанью), русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель. Выходец из семьи капитана в отставке, участника Бородинского сражения.
До 15 лет воспитывался в деревне, развиваясь самостоятельно, с помощью книг семейной библиотеки. Затем поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, а по окончании курса (1845) стал вольнослушателем Санкт-Петербургского университета на физико-математическом факультете по отделу естественных наук.
Выдержав экзамен на степень кандидата, в 1849 году был избран в члены Императорского Русского географического общества, и с этого времени принял постоянно самое деятельное участие в трудах общества, как секретарь отделения физической географии, потом как председатель того же отделения и, наконец, как вице-председатель общества (с 1873 года).
В 1853 году он начал читать лекции по географии и геологии в Берлинском университете. Здесь у него появляется идея исследования Тянь-Шаня, подсказанная А.Гумбольдтом. В 1856 году Семенов совершил свою первую экспедицию, а в 1857 году – вторую. Он собрал богатейший материал, в том числе незнакомые науке виды растений. Экспедиция была успешной, но не достигла своей главной цели – доказать вулканическое происхождение Тянь-Шаня.
Через 50 лет, в 1906 году, когда началось научное изучение этого горного массива, к фамилии Семенова было добавлено «Тянь-Шанский».
С 1873 по 1914 годы Семенов являлся главой Русского географического общества. Он участвовал в организации научных экспедиций Пржевальского, Потанина, Козлова, Роборовского, Велиханова, Мушкетова, Обручева.
Из-под пера Семенова-Тянь-Шанского вышли капитальные труды по географии, он собрал уникальную коллекцию насекомых (около 700 тысяч экземпляров), а также богатое собрание картин голландских художников, которые впоследствии передал в Эрмитаж (это более сотни картин и несколько тысяч гравюр).
В 1897 году он организовал проведение Первой всеобщей переписи населения России.
Скончался Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский 11 марта 1914 года в Петербурге.
В честь него назван ряд географических объектов в Средней и Центральной Азии, на Кавказе, Аляске и Шпицбергене и около 100 новых форм растений и животных. Учреждена золотая медаль им. Семенова-Тянь-Шанского.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_января #С__
14 января
В 1824 году родился Владимир Васильевич СТАСОВ (в Санкт-Петербурге), русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель. Сын архитектора Василия Петровича Стасова.
* * * * *
В 1836 году Стасов был отдан отцом в только что созданное Училище правоведения. Ещё в училище Стасов проникся живым интересом к музыке, но особых композиторских задатков в себе не нашёл, и решил впервые попробовать свои силы на поприще критика.
Окончив училище, пошёл на службу помощником секретаря в Межевом департаменте Сената, а с 1850 — помощником юрисконсульта в Департаменте юстиции.
Стасов свободно владел шестью языками. В 1847 году, когда в «Отечественных записках» появились его первые статьи, началась литературная деятельность критика. В этом же году Стасов был приглашён издателем Краевским к сотрудничеству в отдел иностранной литературы. Стасов начал писать небольшие обозрения по вопросам живописи, скульптуры, архитектуры и музыки.
За связь с петрашевцами, Стасов был отстранён от работы в журнале, арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В 1851 году В.Стасов вышел в отставку и в качестве секретаря уральского промышленника и мецената А. Н. Демидова, очень богатого человека, поклонника искусств, уехал за границу. Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Был библиотекарем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции, часто посещал русских художников и архитекторов, проживавших в Италии — Александра Брюллова, Сергея Иванова, Воробьева и Айвазовского.
В мае 1854 года Стасов вернулся в Петербург. С его помощью оформилось объединение композиторов, ставшее известным под именем, данным Стасовым «Могучая кучка». В 1860 годах Стасов поддерживал «Товарищество передвижных выставок», с которым тесно связана вся его деятельность. Он был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих выставок.
В 1856—1872 годах Стасов работал в Публичной Библиотеке, до конца жизни заведовал Художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).
В 1900 году одновременно со своим другом Л. Н. Толстым избран почётным членом Императорской Санкт-Петербургской АН.
Скончался Владимир Васильевич Стасов 23 октября 1906 в Санкт-Петербурге.
------------------------------------------------
Смотри "Стасов Владимир Васильевич. Собрание сочинений" по ссылке:
http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/
------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_января #С__
14 января
В 1836 году родился Анри ФАНТЕН-ЛАТУР (в Гренобле), французский художник и литограф.
Мать Анри — Елена Найденова была приемной дочерью графини Елены Алексеевны Зотовой (Куракиной).
Первым учителем Фантен-Латура был отец, портретист. Вместе с семьей в 1851 году Анри переезжает в Париж, поступает в мастерскую де Буабодрана. Но подлинных учителей он находит в Лувре — Тициана, Веронезе, Ван Дейка, Ватто.
Подружившись с художником Уистлером, Анри подолгу живет в Англии (4 раза за период с 1859 года по 1881 год), где приобретает известность. Сближается с прерафаэлитами, особенно с Россетти.
В ранний период Фантен-Латур работал в традиционной манере, принятой парижским Салоном. Однако романтическое видение художника побудило его отказаться от канонов академизма. С 1865 года он выставляется вместе со своими друзьями-импрессионистами, включая Эдуарда Мане.
Фантен-Латур известен своими цветочными натюрмортами и групповыми портретами современных ему парижских художников и писателей, друзьями которых он был. К ним принадлежат «В честь Делакруа», «Ателье в Батиньоле».
Порой художник обращается к миру аллегорий, фантастических идей и образов, изображая нимф, одетых в причудливые одеяния, навеянные музыкальными темами Шумана, Вагнера, Берлиоза — композиторов, которых любил Анри.
Фантен-Латур исполнил также серию литографий, служащих иллюстрацией к музыке Вагнера и других композиторов-романтиков.
В 1876 году женился на художнице Виктории Дюбурж, после чего проводил каждое лето в поместье своей жены в Нормандии.
Скончался Анри Фантен-Латур 25 августа 1904 года в Буре, Орне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_января #Ф__
14 января
В 1911 году родился Анатолий Наумович РЫБАКОВ /настоящая фамилия – Аронов/ (в селе Держановка, Черниговская губерния, Российская империя), русский писатель, автор романов и повестей «Кортик», «Бронзовая птица», «Приключения Кроша», «Водители», «Тяжёлый песок». Лауреат Государственной премии.
Но поистине всенародную славу ему принес роман-трилогия «Дети Арбата».
* * * * *
По окончании школы он работал грузчиком на Дорогомиловском химическом заводе, потом шофёром. В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.
Будучи студентом 5 ноября 1933 года был арестован и осужден по статье 58–10 («контрреволюционная агитация и пропаганда») на 3 года ссылки.
После окончания ссылки скитался по стране, работал шофером, слесарем и т.д. С самого начала войны был мобилизован в армию. С боями прошел от Москвы до Берлина, награжден многими орденами и медалями; начав войну рядовым, окончил ее в звании майора, в должности начальника автослужбы гвардейского стрелкового корпуса.
«За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками» признан не имеющим судимости, а в 1960 году полностью реабилитирован. Анатолий Рыбаков никогда не состоял ни в каких партиях и политических течениях.
В 1946 году демобилизовался и через 13 лет после ареста вернулся домой, в Москву. Тогда же начал писать романы, повести, сценарии кинофильмов и телевизионных сериалов. Книги Рыбакова изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 млн. экземпляров.
Первая его повесть, «Кортик», вышла в 1948 году и сразу имела большой успех, как и другие книги писателя – «Водители», «Бронзовая птица», трилогия «Приключения Кроша», «Тяжелый песок»… А роман «Дети Арбата», вышедший в 1987 году, стал настоящим событием в литературной жизни России.
Скончался Анатолий Наумович Рыбаков 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_января #Р__
14 января
В 1893 году родился Василий Николаевич ЯКОВЛЕВ (в Москве), русский художник, строгий приверженец академической живописной манеры. Стремился соединить «стиль старых мастеров» с программой соцреализма.
Выходец из богатой купеческой семьи. С 1911 года учился на физико-математическом факультете Московского университета, одновременно посещая студию Василия Мешкова. В 1914–1917 занимался в МУЖВЗ у Абрама Архипова и Константина Коровина.
Долгие годы работал реставратором живописи в разных музеях, заведовал реставрационной мастерской в ГМИИ, писал портреты салонного типа и пейзажи «в старинном вкусе» (виды Сорренто, 1933).
Активно выступал и как педагог (преподавал с 1918 в Свободных художественных мастерских, МГХИ им В.И.Сурикова и других училищах).
Последней крупной работой Яковлева было руководство (вместе с Павлом Соколовым-Скаля) реставрацией Севастопольской панорамы Франца Рубо.
Работы хранятся в ГТГ, ГРМ и других крупных музеях бывшего СССР.
Скончался Василий Николаевич Яковлев 29 июня 1953 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_января #Я__
14 января
В 1834 году родился Пётр Петрович ВЕРЕЩАГИН (в Перми), русский художник, академик пейзажной живописи, вошёл в историю в качестве первого художника-пейзажиста Среднего Урала.
Брат Василия Петровича Верещагина.
* * * * *
Первоначальное художественное образование он, подобно брату Василию, получил в семье и также продолжил своё образование в Петербургской Академии художеств. Избрав своей специальностью ландшафтную живопись, Пётр обучался в классе пейзажа у С. Воробьева, известного ландшафтного живописца, много лет прожившего в Италии. Его уроки оказали сильное влияние на Верещагина.
После окончания Академии он преподавал рисование, черчение и чистописание в городе Люцин Виленской губернии. В 1868 году за картины «Толкучий рынок в Москве» и «Вид Кремля» получил звание классного художника 1-й степени.
В 1870 году Пётр Верещагин оставил преподавание и полностью посвятил себя творчеству. В этот период он много путешествовал. Зимой 1873-74 годов художник создал серию из 40 этюдов с видами Кавказа.
По поручению Товарищества Уральской горнозаводской железной дороги живописец в 1875-76 годах написал серию этюдов на реке Чусовой и в других местах Урала вдоль строившейся здесь железной дороги. В нескольких произведениях зафиксировано строительство самой железнодорожной линии.
Во время русско-турецкой войны 1877-78 годов художник находился с русскими войсками на Балканах и запечатлел пройденные ими города и местности, создал серию дунайских пейзажей.
В период 1870-80-х годов он снова обратился к архитектуре северной столицы и написал несколько видов Петербурга. Тогда же им были созданы и многочисленные виды Москвы, Киева, Нижнего Новгорода, Перми, Тифлиса, Баку, Пскова, Владимира, Казани, Выборга и других русских городов.
Скончался Пётр Петрович Верещагин 16 января 1886 года в Перми.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_января #В__
14 января
В 1841 году родилась Берта МОРИЗО (в Бурже, департамент Шер), французская художница, входившая в круг художников в Париже, ставших известными как импрессионисты.
Художницей стала и ее сестра – Эдма Моризо. Их семья отличалась глубокими культурными традициями.
Известный мастер эпохи рококо – Жан Оноре Фрагонар, принадлежал к этой семье, и стиль творчества которого в значительной мере повлиял на несколько поколений художников.
* * * * *
В 20-летнем возрасте Берта познакомилась с Камилем Коро, знаменитым ландшафтным пейзажистом Барбизонской школы и портретистом. Он давал частные уроки ей и её сестре Эдме, и ввел их в круг известных живописцев. Однако сестра оставила живопись вскоре после замужества.
Свои первые картины Берта Моризо представила на суд публики в 1864 году на одной из самых престижных художественных выставок Франции – Парижском салоне, официальной ежегодной экспозиции парижской Академии изящных искусств. На тот момент ей было всего 23 года.
В дальнейшем её работы отбирались для участия в шести Парижских салонах подряд, пока в 1874 году она не вошла в группу «отверженных» импрессионистов, созданной Сезанном, Дега, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуаром и Сислеем, и приняла участие в их первой экспозиции в студии фотографа Надара.
То, что художница примкнула к импрессионистам, во многом объясняется влиянием мужа, Эжена Мане, брата ее друга и коллеги Эдуара Мане. Она повстречала его в 1868 году, а через 6 лет вступила с ним в брак. Картину «У колыбели», в которой традиционный сюжет матери и ребенка, художница представила в 1874 году наряду с другими работами.
Берта Моризо никогда не работала над изображением обнаженной натуры. Зато она полностью раскрывает темы, интересующие добропорядочную даму. В списке излюбленных тем художницы – домашний уют, материнство.
Чувство гармонии и покоя отражено в ее картинах, посвященных деревенскому пейзажу. Главные отличительные черты полотен Моризо – всеобъемлющая гармония и горячая любовь к жизни. Ее работы отличаются светлыми, жизнерадостными тонами и простотой композиции.
Скончалась Берта Моризо 2 марта 1895 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_января #М__
14 января
В 1948 году родился Валерий Борисович ХАРЛАМОВ (в Москве), выдающийся советский хоккеист, один из лучших нападающих в истории мирового хоккея. Заслуженный мастер спорта СССР (1969).
Многократный чемпион СССР, Европы, мира и Олимпийских Игр, он был нападающим команды ЦСКА (1967-1981) и сборной СССР (1969-1979). Признавался лучшим хоккеистом СССР в 1972 и 1973 годах. Кавалер двух орденов Трудового Красного знамени, ордена «Знак почета», медали «За трудовую доблесть».
Его имя увековечено в Зале хоккейной славы в Торонто.
* * * * *
Впервые Валерий встал на коньки в 7 лет и вместе с отцом вышел на каток. Хоккей с шайбой в нашей стране к тому времени по популярности уже не уступал футболу. В марте 1961 года он заболел ангиной, которая дала осложнения на другие органы: врачи обнаружили у него порок сердца и практически поставили крест на любой физической активности ребенка. С этого момента Харламова освободили от уроков физкультуры.
Летом 1962 года на Ленинградском проспекте открылся летний каток, отец повел сына туда – записываться в хоккейную секцию. В том году принимали мальчишек 1949 года, однако Валерий Харламов, с его маленьким ростом, выглядел столь юным, что ему не составило особого труда ввести второго тренера ЦСКА Бориса Павловича Кулагина в заблуждение относительно своего возраста. Харламов тогда оказался единственным из нескольких десятков пацанов, кого приняли в секцию. А когда обман все-таки вскрылся, Валерий успел уже настолько понравиться тренеру, что об отчислении его из секции речь не шла.
Летом 1967 года Харламов был вызван на тренировочный сбор ЦСКА на южную базу в Кудепсту, а через 2 года впервые вышел на лед в основном составе московских армейцев. И уже в 1969 году 20-летний Валерий Харламов стал чемпионом мира, установив тем самым рекорд: до него подобного взлета в столь юном возрасте не знал ни один хоккеист Советского Союза. В период 1969-81 годов он общепризнано являлся одним из самых быстрых и техничных нападающих мирового хоккея.
Полного расцвета талант Валерия Харламова достиг в великой тройке ЦСКА и сборной страны с Борисом Михайловым и Владимиром Петровым. По мнению тренера клуба Анатолия Тарасова, с самого начала спортивной карьеры талантливого и работоспособного юношу отличали «взрывная быстрота передвижения и маневра на льду, молниеносная реакция на малейшее изменение игровой ситуации и поведение партнеров и соперников, нестандартная быстрота технического мышления».
В серии СССР–Канада 1972 года наряду с Третьяком и Якушевым он являлся одним из ключевых игроков сборной СССР.
Во многих матчах, ему за счет мастерства и силы воли, удавалось переломить ход неудачно складывающейся игры. Самую важную шайбу в карьере Валерий (по его признанию) забросил в олимпийском Инсбруке, когда в игре СССР–ЧССР при счете 3:3 переиграл вратаря Иржи Холечека и поставил золотую точку в матче.
Его голам аплодировали соперники 17 сентября 1974 года в Квебеке во время встречи сборной СССР со сборной профессионалов ВХА (Всемирная хоккейная ассоциация). Тогда Валерий Харламов забил гол, приведший в изумление и восторг десятки тысяч болельщиков на трибунах. Известный канадский защитник Ж.-К. Трамбле вспоминал: «Я по сей день не пойму, как этот нападающий оставил нас в дураках. Но одно я знаю точно: другого такого игрока нет...». В канадской прессе об этой забитой шайбе писали – «гол для гурманов».
Весной 1976 года Харламов попал в автомобильную катастрофу, врачи рекомендовали забыть о хоккее. Лишь только в августе он встал и сделал первые самостоятельные шаги по палате, а чтобы выйти на лед – до этого ему было еще ох как далеко...
Но через полгода Валерий Харламов вернулся в хоккей и по-прежнему оставался одним из лучших нападающих.
Всего за 15 лет спортивной карьеры он сыграл 438 матчей за ЦСКА и забил 293 гола, 123 матча было сыграно за сборную СССР на чемпионатах мира и Олимпийских играх и забито 89 голов.
В 1980-м и первой половине 1981 годов Харламов многое сделал для становления мастерства Сергея Макарова и Владимира Крутова – лидеров новой волны нашего хоккея. И очень жаль, что ему не довелось поиграть в НХЛ.
Погиб Валерий Борисович Харламов 27 августа 1981 года вместе с женой в автомобильной катастрофе вблизи Солнечногорска (Московская обл.). Трагедия произошла в 7 часов утра на 74-м километре Ленинградского шоссе. Похоронили погибших на Кунцевском кладбище в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_января #Х__
14 января
СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД
В ночь с 13 на 14 января Новый год снова стучится в дверь, но уже под другим названием – Старый Новый год. А значит можно поздравить всех, кого забыли или не успели поздравить 31 декабря, встретиться с друзьями.
СЧАСТЬЯ, УДАЧИ И БЛАГОПОЛУЧИЯ!
* * * * *
В России праздник появился с 1918 года, в связи с введением в Советском государстве Григорианского календаря.
Традиция отмечать Старый Новый год идет от расхождения Юлианского календаря (календарь «старого стиля») и Григорианского календаря, по которому в настоящее время живет практически весь мир. Расхождение календарей в XX и XXI веках составляет 13 дней.
Редкий исторический феномен – Старый Новый год, это своего рода дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Из-за расхождения этих двух календарей в России и других странах, где церковь не перешла на современный Григорианский календарь, отмечают два «Новых года» – по старому и новому стилю. Таким образом, в ночь с 13 на 14 января можно «допраздновать» самый любимый праздник.
Для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста.
Сегодня из года в год популярность Старого Нового года растет, и Россия не является исключением. Все больше людей относятся к нему, как к самостоятельному празднику, который продлевает очарование Нового года или же позволяет почувствовать это очарование впервые. Ведь этот праздник более спокойный, ему несвойственна суета, которая является неизбежным спутником Нового года.
* * * * *
Кстати, разница между Юлианским и Григорианским календарями увеличивается каждое столетие на один день, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем. Поэтому с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней, а с 2101 года Рождество и Старый Новый год будут отмечаться на день позже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_января
14 января - День святителя Василия Великого.
Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, пользуется особым почитанием у верующего народа.
Он оставил множество богословских трудов: 5 книг в защиту православного учения о Святой Троице; 49 бесед; 7 трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе и др.
14 января 1963 г. родилась Анна Самохина (в Гурьевске Кемеровской обл.), актриса театра и кино, Заслуженная артистка России.
Роли в к/ф «Узник замка Иф», «Воры в законе», «Дон Сезар де Базан», «Царская охота» и др.