5 февраля
1872 года родился сэр Уильям Ньюзем Приор НИКОЛСОН (в Ньюарк-он-Тренте, графство Ноттингемшир), английский художник, график и детский писатель.
* * * * *
Выходец из семьи фабриканта, он живопись изучал в художественной школе Губерта фон Геркомера. Совместно со своим шурином Джеймсом Прайдом, Николсон открывает художественное ателье, в котором выпускались великолепные графические работы и ксилографии, предназначенные для плакатов в стиле модерн.
Николсон и Прайд стали новаторами плакатного дела в Англии конца XIX столетия. Им принадлежит идея уменьшения до минимума размеров текста на листе с тем, чтобы как можно выгоднее подать изображение. Художники упростили проведение линий рисунка и уменьшили количество используемых цветов. Работы Николсона и Прайда оказали влияние на развитие плаката в Германии и Франции начала XX века.
После 1900 года Николсон всё больше внимания уделяет живописи. На художественных соревнованиях во время Олимпийских игр в Амстердаме (1928) он завоёвывает золотую медаль в области графики. В 1936 году художник был посвящён в рыцари.
Уильям Николсон был также известен как книжный иллюстратор и автор детских романов. Занимался созданием цветных витражей в церквях. При жизни был меценатом, поддерживал более 40 благотворительных организаций, особенно тех, которые посвящены заботе о детях. Он прекрасно играл на классической гитаре, научился танцевать фламенко.
Скончался Уильям Ньюзем Приор НИКОЛСОН 16 мая 1949 года в Блоубери (графство Беркшир).
5 февраля
1918 года родился Кара КАРАЕВ /полное имя – Кара Абульфаз оглы Караев/ (в Баку Азербайджанская Демократическая Республика), советский азербайджанский композитор, педагог и общественный деятель, профессор. Народный артист СССР. Лауреат трёх Государственных премий. Герой Социалистического Труда. С 1962 года – секретарь правления Союза композиторов СССР. Член Союза кинематографистов СССР.
Один из крупнейших советских композиторов, он автор трёх опер, трёх балетов, трёх симфоний, многочисленных произведений программной, камерной, инструментальной музыки, а также музыки к спектаклям и кинофильмам.
* * * * *
Выходец из семьи известного врача-педиатра, знавшего и любившего народную музыку, Кара Караев после окончания начальной музыкальной школы обучался игре на фортепиано на рабфаке Бакинской консерватории (класс фортепиано Г.Г. Шароева). В дальнейшем учился в той же консерватории по классам композиции у Л.М. Рудольфа и основам народной музыки – у У. Гаджибекова. К этому времени относятся его первые композиторские опыты, в которых заметно влияние азербайджанского народного искусства.
В 1937 году Кара Караев принял участие в фольклорной экспедиции, где изучал и записывал песни ашугов и мугамы. Через год поступил в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского, где совершенствовал мастерство у А.Н. Александрова (композиция) и С.Н. Василенко (инструментовка). Занятия были прерваны войной и возобновились в 1943 году.
Выпускной дипломной работой Караева (класс композиции Д.Д. Шостаковича) стала Вторая симфония, в которой ярко проявился индивидуальный талант композитора.
После окончания в 1946 года консерватории он преподавал в Бакинской консерватории, в которой в 1949-1952 годах был ректором. Среди его учеников – сын Фарадж, Владимир Шаинский, Мамед Кулиев, Полад Бюльбюль-оглы и др.
Композиторскую деятельность музыкант совмещал с активным участием в музыкальной жизни Азербайджана.
Скончался Кара КАРАЕВ 13 мая 1982 года в Москве, похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.
5 февраля
В 1870 году родился Чарльз Эдмунд БРОК (в Холлоуэйе, Лондон), популярный английский книжный иллюстратор и создатель штриховых рисунков.
Некоторое время изучал искусство под руководством скульптора Генри Уайлса. Чарльз получил свой первый заказ на книгу в возрасте двадцати лет. Брок быстро обрёл успех, он иллюстрировал книги таких авторов, как Джонатан Свифт, Уильям Теккерей, Джейн Остин и Джордж Элиот. Наибольшей известности художник достиг благодаря своим штриховым рисункам, выполненным в традиции Хью Томсона, был также мастером по тонированным рисункам.
Скончался Чарльз Эдмунд Брок 28 февраля 1938 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_февраля #Б__
https://oleg-alexandr.livejournal.com/271756.html
5 февраля
В 1825 году родился Фердинанд Юлиус ФАГЕРЛИН (в Стокгольме), шведский художник, мастер жанровой живописи.
Пользовавшиеся во второй половине XIX века широкой популярностью в Швеции его картины посвящены главным образом быту приморских жителей, моряков и рыбаков, и отличаются правдивостью, выразительностью, порой с оттенком юмора.
* * * * *
Учился кораблестроению, служил офицером, стал заниматься живописью и рисунком в свободное время, затем начал посещать классы Стокгольмской академии художеств, позднее также совершенствовался в Дюссельдорфе под руководством К. Зона и в Париже, в мастерской Т. Кутюра.
Наиболее замечательные картины Фагерлина: «Непривычные курильщики», «Ревность», «Семейство рыбаков», «Объяснение в любви», «Сватовство», «Неприятное положение холостяка», «Укрощенный огонь», «Старая супружеская чета» и др.
С 1865 года он – член Стокгольмской академии и королевский живописец.
Скончался Фердинанд Юлиус ФАГЕРЛИН 19 марта 1907 года в Дюссельдорфе (Германия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_февраля #Ф__
5 февраля
В 1808 году родился Карл ШПИЦВЕГ (в Гермеринге), немецкий художник, рисовальщик и иллюстратор, один из ярчайших представителей стиля бидермайер.
Вначале его картины не пользовались признанием у публики. Поворотный момент наступил после Парижской всемирной выставки в 1867 году – художник стал очень популярен.
Творческое наследие мастера огромно, более 1500 картин, акварелей и набросков.
* * * * *
Он получил университетское образование фармацевта, работал сначала помощником аптекаря, а затем аптекарем. В то же время Карл Шпицвег изучал живопись, учится на полотнах голландских мастеров XVII столетия, выставленных в мюнхенской Старой пинакотеке.
В 30-е и 40-е годы XIX века он работал рисовальщиком и иллюстратором для сатирических журналов. Созданные им в этот период картины ироничны в изображении городской идиллии, жизни мелкого бюргера. Эти работы указывают на большой талант наблюдателя особенностей человеческой натуры, имеют ясную композицию и отображение игры света и тени.
В конце 1840-х годов Шпицвег совершил серию поездок за границу, в том числе в Прагу, Париж и Лондон, где открыл для себя пейзажную живопись Джона Констебля, а также творчество Эжена Делакруа и художников барбизонской школы. С этого момента пейзажная живопись стала играть большую роль в творчестве художника.
В 1850 году Шпицвег со своим братом Эдуардом и другом Э. Шлейхом снова едет за границу – в Венецию, Париж, Лондон и в Бельгию. По возвращении, с 1851 года он постоянно живёт в Мюнхене, лишь изредка выезжая в Берлин и на летние месяцы в Поммерсфельден.
Скончался Карл Шпицвег 23 сентября 1885 года в Мюнхене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_февраля #Ш__
5 февраля
1851 года родился Иван Дмитриевич СЫТИН (в селе Гнездниково, Костромская губерния), русский предприниматель, крупнейший отечественный книгоиздатель, просветитель.
* * * * *
Выходец из семьи волостного писаря, он был старшим из четырёх детей. Учился в школе всего 3 года; впоследствии А.П. Чехов писал о нём: «Это интересный человек. Большой, но совершенно безграмотный, издатель, вышедший из народа».
С 12 лет Иван, после переезда семьи в Галич, начал работать: продавал с лотка меховыми изделиями на Нижегородской ярмарке, был учеником маляра и др. В 1866 году, уже в Москве, он был определен «мальчиком» в книжную лавку известного купца П.Н. Шарапова. Иван покорил хозяина редким трудолюбием и сообразительностью.
После женитьбы в 1876 году Сытин, получив в приданое 4000 рублей и заняв у бумажного фабриканта М.Г. Кувшинова 3000 рублей, приобрёл первую литографическую машину для печатания лубочных картинок.
7 декабря 1876 года на Воронухиной горе возле Дорогомиловского моста он открыл свою литографическую мастерскую. Одним из первых удачных коммерческих мероприятий Сытина в тот период стал массовый выпуск карт боевых действий русско-турецкой войны; батальные картины. Через 3 года он, рассчитавшись с долгами, купил собственный дом на Пятницкой улице, где поставил уже две литографических машины (ныне – Первая образцовая типография).
С 1884 года Сытин начал работать с Л.Н. Толстым для издательства «Посредник», выпуская дешевые книги для народа. В 1890-е годы он превратился в крупнейшего издателя, выпускавшего учебники, детские книги, сочинения классиков, православную литературу. Кроме того, журнал «Вокруг света» (его Сытин купил в 1891 году, и журнал становится излюбленным чтением русского юношества, в качестве литературных приложений журнал печатал классиков мировой литературы М. Рида, Ж. Верна, А. Дюма, В. Гюго, А. Конан-Дойла и др.), газету «Русское Слово», (с 1895; её тираж к 1917 году достиг 1 млн. экз. – фантастическая цифра для того времени), иллюстрированное приложение к «Русскому слову» журнал «Искры». С 1895 года стал издавать «Библиотеку самообразования». Всего в ней было выпущено 47 книг по истории, философии, экономическим наукам, естествознанию.
В 1904 году по проекту А.Э. Эриксона на Пятницкой, д.71 было выстроено большое 4-этажное здание типографии с современным оборудованием.
Во время московской смуты декабря 1905 года типография Сытина была сожжена после боя солдат с «левыми», соорудившими баррикаду на Пятницкой улице. Перед этим бригада печатников выпустила на оборудовании незаконный тираж газеты «Известия» Московского совета рабочих депутатов – бумага и типографская краска была «позаимствована» у Сытина, разумеется, бесплатно.
В 1911 году вышло великолепное издание «Великая реформа», посвященное отмене императором Александром II крепостного права. Через год – многотомное юбилейное издание «Отечественная война 1812 года и русское общество. 1812-1912». В 1913 году издано великолепнейшее историческое исследование «Три века» (к 300-летию Дома Романовых).
К 1916 году фирмой Сытина было издано 440 учебников и пособий только для начальной школы, а его «Букварь» переиздавался на протяжении 30 лет.
Также для детей он издавал: азбуки; сказки русских и других народов; авторские сказки Пушкина, Жуковского, братьев Гримм, Ш. Перро и др.; хорошо проиллюстрированные повести, рассказы, сборники стихов. Кроме этого – научно-популярную литературу для детей. Издательство Сытина выпускало целый ряд детских журналов: «Друг детей», «Пчёлка», «Мирок».
Издавался 21 вид календарей, тираж каждого вида превышал 1 млн. экземпляров.
Сытин выпустил целый ряд популярных энциклопедий: «Военную энциклопедию» – 18 томов (издание осталось незавершённым), «Народную энциклопедию научных и прикладных знаний» – 21 том, «Детскую энциклопедию» – 10 томов.
Распространение изданий происходило через сеть собственных книжных магазинов по всей России: четыре в Москве, два в Петербурге, Киеве, Харькове, Варшаве, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске.
Народная школа и учительство составляли предмет особого внимания Ивана Дмитриевича, в 1911 году он выстроил на Малой Ордынке, д.31 «Учительский дом» с педагогическим музеем, кабинетами, библиотекой, большим зрительным залом.
Свои типографии Сытин оборудовал новейшей техникой, имел школы для подготовки специалистов. При типографии на Пятницкой в 1903 году была основана школа технического рисования и литографического дела. Особо талантливых мальчиков посылали потом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) для получения высшего образования.
К 1914 году продукция Сытина составляла четверть книжных изданий России.
После установления в стране Советской власти все предприятия издателя были национализированы, а он сам выполнял различные работы по поручению правительства – организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией.
Скончался Иван Дмитриевич СЫТИН 23 ноября 1934 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
5 февраля
В 1939 году родился Рустам Мамед Ибрагим оглы ИБРАГИМБЕКОВ (в Баку), советский и азербайджанский писатель, кинодраматург и кинорежиссёр, профессор. Лауреат Государственных премий, народный писатель Азербайджана. Заслуженный деятель искусств России.
Приобрел известность после того, как он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму «Белое солнце пустыни», который сразу после выхода на экраны приобрел в СССР культовый статус.
* * * * *
После окончания в 1963 году Азербайджанского института нефти и химии, продолжил учёбу в аспирантуре Института кибернетики Академии наук СССР в Москве. Имеет несколько научных трудов по теории систем автомобильного управления.
В 1967 году окончил Высшие сценарные курсы, а в 1974 – Высшие режиссёрские курсы во ВГИКе.
Результатом совместных творческих отношений Рустама Ибрагимбекова с режиссёром Никитой Михалковым стал целый ряд получивших международное признание работ: «Урга. Территория любви» (главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», Государственная премия РФ); «Утомлённые солнцем» («Оскар» за лучший иностранный фильм, Гран-при жюри Каннского кинофестиваля, Государственная премия РФ); «Сибирский цирюльник», также получивший Государственную премию РФ.
Рустам Ибрагимбеков создал сценарии более чем к 40 художественным и телевизионным фильмам. Практически все его литературные произведения экранизированы. Кинодраматург создал в Баку первую детскую киношколу, которая занимает почётные места во многих кинофестивалях.
Им написано 15 пьес, поставленных более чем в 100 театрах разных стран мира. Пьесы – «Женщина за закрытой дверью», «Похороны в Калифорнии», «Дом на песке», «Похожий на льва» – с большим успехом шли в Праге, Берлине, Софии, Будапеште, Нью-Йорке («Circle Repertory Theatre», 1987), Баку и Москве.
Он автор 10 книг и сборников: «Ультиматум» (1983), «Проснувшись с улыбкой» (1985), «Дача» (1988), «Избранные повести» (1989), «Солнечное сплетение» (1996) и др., которые разошлись тиражом свыше 500 тысяч экземпляров.
Рустам Ибрагимбеков основал театр «Ибрус».
—----------------------------------------------
Смотри «Книги от автора Ибрагимбеков Рустам» по ссылке:
http://romanbook.ru/author/81158/
—----------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_февраля #И__
5 февраля
1836 года родился Николай Александрович ДОБРОЛЮБОВ (в Нижнем Новгороде), известный русский публицист, литературный критик и журналист, революционер-демократ, поэт, педагог, фольклорист, философ, переводчик.
Самые известные псевдонимы «-бов» и «Н. Лайбов», полным настоящим именем не подписывался.
Оставил после себя большое литературное наследие – фельетоны, стихи, публицистику на различные темы (исторические, философские, литературные), стихотворные пародии.
* * * * *
Когда Николаю было 8 лет, его начальным образованием стал заниматься семинарист, ученик философского класса М.А. Костров, который стремился уделять внимание развитию мыслительных способностей своего ученика.
В 11 лет Добролюбов пошел в старший класс духовного училища, а через год он перешел в духовную семинарию. Преподавателей удивляли своей глубиной его сочинения, темой которых была русская церковная история и различные философские темы.
В 1853 году он поступил в Петербургский Главный педагогический институт. Во время обучения Добролюбов был главой политического студенческого кружка, а в 1855 году выпустил нелегальную газету «Слухи».
Познакомившись с Н. Некрасовым и Н. Чернышевским, он в 1856 году стал одним из авторов некрасовского «Современника». С целью лечения развившегося у него туберкулеза, Добролюбов в 1860 году выехал за границу. Но лечение не принесло эффекта, и в июне 1861 года он вернулся.
Скончался Николай Александрович ДОБРОЛЮБОВ 29 ноября 1861 года в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище рядом с Виссарионом Белинским; именно с появления его могилы начали складываться Литераторские мостки.
* * * * *
«Светлой памяти Николая Добролюбова» Некрасов посвятил следующие строчки:
«Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты Родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…»
5 февраля
В 1626 году родилась мадам де СЕВИНЬЕ /урожденная – Мари де Рабютен-Шанталь; после замужества – маркиза де Севинье/ (в Париже), французская писательница, автор «Писем» – самого знаменитого в истории французской литературы эпистолярия.
* * * * *
Она воспитывалась дедом, а затем его братом, т.к. отец погиб в бою на следующий год после рождения дочери. Девочка получила хорошее образование, прекрасно владела итальянским языком, в меньшей степени – латынью и испанским.
В 1646 году у нее родилась дочь Франсуаза, к которой впоследствии были обращены её знаменитые письма. После гибели мужа в 1651 году (на дуэли) посвятила себя воспитанию детей.
Жила преимущественно в Париже, общалась с мадам де Лафайет, Ларошфуко, кардиналом де Рецем, мадемуазель де Монпансье. С 1677 года жила в парижском отеле Карнавале.
Зимой 1695-96 годов Мари де Севинье находилась у своей дочери в замке Гриньян, где и скончалась 17 апреля 1696 года, похоронена в храме Гриньяна.
Во время Великой французской революции могила была вскрыта, останки уничтожены.
* * * * *
Переписка мадам де Севинье заключает в себе ценный материал для знакомства с её личностью и отношением к дочери, которую она боготворила. Письма интересны и в историческом отношении: это живая летопись того, что происходило во Франции, прежде всего при дворе в эпоху Людовика XIV. Мадам де Севинье стремилась держать свою дочь в курсе всех парижских новостей и поэтому в точности сообщала ей всё, что происходило на её глазах.
В этих письмах встречаются оценки писателей и литературных произведений: она отличалась большой начитанностью, была знакома с сочинениями Тацита, Вергилия, Тассо, с философией Декарта, отдельными богословскими сочинениями, а также с произведениями современной ей литературы. Эти оценки то вполне основательны, то явно пристрастны, но всегда отличались остроумием и оригинальностью.
Письма мадам де Севинье не предназначались для широкой публики, чем и объясняется их непринужденный, откровенный характер. Первый сборник писем был напечатан в 1726 году. В 1862-67 годах вышли её сочинения в 14-ти томах; на сегодняшний день известно 1120 писем.
По случаю 300-летия смерти мадам де Севинье в 1996 году во Франции была учреждена «Премия Севинье» за лучшую публикацию ранее не изданных писем.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Мадам де Севинье – первая во всем своем столетии по эпистолярному стилю, – воскликнул Вольтер, – даже пустячки она излагает с грацией невероятной!»
• Настоящая дружба не бывает безоблачной.
• Чтобы понять, как мы надоедливы в разговоре с другими, достаточно вспомнить, как нам надоедают разговоры других.
• Продолжительные надежды ослабляют радость, подобно тому, как долгие болезни притупляют боль.
• Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак.
• Нет таких наслаждений и радостей, которые не теряли бы этого названия, когда они достаются легко и во множестве.
• На сердце не бывает морщин.
• Час разговора лучше пятидесяти писем.
• Мнения женщины суть следствия ее чувств.
• Если благочестивец столько времени проводит со своим исповедником, то это потому, что ему нравится говорить о себе, хотя бы и плохо.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_февраля #С__
5 февраля
В 1878 году родился Андре-Гюстав СИТРОЕН (в Париже), французский инженер и промышленник, основатель известной автомобильной компании «CITROEN».
Он был младшим ребенком в многодетной семье торговца алмазами, но Андре предпочел не следовать по стопам отца. Увидев в 1889 году Эйфелеву башню, он решил стать инженером, «как мсье Эйфель», и поступает в престижную Высшую Политехническую школу.
Ему всегда удавалось оказаться в нужное время в нужном месте, у него был нюх на технические новинки, на которых можно заработать. В 1905 году, посещая родину своей матери в Польше, Андре приобрел секрет шестерней с оригинальным зацеплением, зубья в которых были расположены под острым углом друг к другу.
Вернувшись во Францию, он запатентовал шестерни, называемые теперь «шевронными», и наладил их производство на заводе братьев Эстенов, став их компаньоном. Слава о необычных шестеренках облетела всю Европу. Филиал его бизнеса был даже и в России.
Во время I-й мировой войны Андре Ситроен смог убедить начальство возвести завод и доверить ему производство дефицитных в то время снарядов в количестве 50 тыс. в день. Это было больше чем все остальные заводы вместе взятые. Такие темпы стали возможны благодаря его новому приобретению – фордовскому конвейеру.
После войны завод Ситроена был перепрофилирован для производства автомобилей, на котором впервые в Европе была организована конвейерная сборка. Если другие европейские фирмы выпускали по нескольку сотен машин в год, то его завод производил такое количество автомобилей ежедневно. За это Андре Ситроена называли «европейским Фордом».
Первый автомобиль с эмблемой в виде двух зубьев шевронной шестерни – Citroёn A (10 CV) – был выпушен в мае 1919 года.
Он приглашал в свою компанию лучших инженеров, не жалел денег на нововведения и стал первым производителем переднеприводного автомобиля Ситроен-7. Этот автомобиль стал огромным шагом вперед и звездой автосалонов 1934 года.
Для удобства клиентов и повышения уровня продаж автомобилей Андре Ситроен создал по всей Европе сеть фирменных сервисных станций – первую в Старом Свете. По его указанию была издана первая в мире инструкция по ремонту авто для владельцев, введена продажа автомобилей в кредит.
Лучшей рекламой Андре Ситроен считал демонстрацию товара. В 1929 году он построил оригинальный 6-этажный автосалон, на фасад которого ушло 19 тонн стекла. Люди могли смотреть автомобили, даже не заходя в здание.
Автомобильный магнат стал единственным человеком в мире, фамилия которого была написана на Эйфелевой башне – из 125 тыс. лампочек вертикально было выведено слово Citroёn.
Концерн «Citroёn» запустил не одну новую модель. Однако создатель автомобильной марки к этому отношения уже не имел, на него обрушилась лавина проблем. После неоднократных попыток нормализовать финансовую ситуацию он признал себя банкротом и уступил свою компанию концерну «Мишлен». Пережить это ему оказалось не под силу.
Андре-Гюстав Ситроен скончался 3 июля 1935 года в Париже, но ушел он настоящим автомобильным королем.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_февраля #С__
5 февраля
В 1950 году родился Владимир Николаевич НИЛОВ (в селе Хилово, Псковская область), один из ведущих российских графиков. Заслуженный художник РФ (2003). Член Союза художников России.
Выпускник Ивановского училища, а затем Художественно-промышленной академии имени Строганова сегодня живет во Владимире.
Излюбленная тема – деревенские пейзажи. Его умение раскрывать сюжет искусствоведы сравнивают с мастерами деревенской прозы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_5_февраля #Н__
5 февраля
1840 года родился Хайрем Стивенс МА́КСИМ (в Сэнгервилле, штат Мэн, США), английский конструктор, оружейник и промышленник американского происхождения, создатель знаменитого станкового пулемёта «Максим».
* * * * *
Получив начальное образование, стал мастером-инструментальщиком на заводе. В это время Максим придумывает различные агрегаты: машину для добывания светильного газа, для питания паровых котлов водой. Изобретательство было его профессией.
В 1877 году он стал одним из основателей электроосветительной компании, а на выставке в Париже 1881 года представлял динамо-машины и лампы накаливания.
Но в родной Америке успеха ему достичь не удалось, как и попытки оспорить у Томаса Эдисона патенты на конструкцию электролампы. Потому в 1881 году Максим перебрался в Англию, где и достиг славы, создав первый автоматический пулемет.
Начиная с 1883 года начал деятельность по разработке автоматического оружия: сначала сконструировал автоматическую винтовку, затем – автоматическую пушку и, наконец, в 1884 году станковый пулемёт «Максим».
Никто не может подсчитать, сколько же народу было из него уничтожено. Впервые эффективность пулемета была доказана в 1893 году, когда в Южной Африке 50 британских солдат с 4 пулеметами за полтора часа уложили 3 из 5 тысяч нападавших на них зулусов.
Станковый пулемет, получивший имя своего изобретателя, стал одним из самых популярных видов оружия во многих государствах и является родоначальником всего автоматического оружия. В Россию показательный образец пулемёта 45-го калибра был привезён в 1887 году. На полигонных испытаниях 8 марта 1888 года из него стрелял сам император Александр III.
Великобритания и Россия стали первыми странами, где осознали преимущества нового оружия.
В 1888 году Максим, пригласив в компаньоны английского фабриканта Норденфельда, основал в Германии завод скорострельных пушек.
В I-ю мировую войну уже все воюющие стороны были вооружены пулеметами. Будучи усовершенствованным, «Максим» применялся до начала II-й мировой войны, а в Красной Армии оставался в годы этой войны, вплоть до её окончания.
Сам конструктор в 1901 году королевой Викторией был посвящен в рыцари. В этот период он увлекается конструированием летательных аппаратов, изобретает прибор для лечения астмы.
В конце жизни страдавший хроническим бронхитом Максим придумал ингалятор, но его подняли на смех и даже обвинили в шарлатанстве. Тогда изобретатель горько признался: «Легко заслужить почести созданием машины смерти, но не ждите уважения, если стремитесь помочь страдающим».
Скончался Хайрем Стивенс МА́КСИМ 24 ноября 1916 года в Лондоне.