Ваш день рождения

Ваш день рождения 25 января.

25 января 1708 года родился Помпео Джироламо БАТОНИ (в Лукке), один из самых успешных и востребован...

25 января
1708 года родился Помпео Джироламо БАТОНИ (в Лукке), один из самых успешных и востребованных итальянских живописцев XVIII века.
* * * * *
Выходец из семьи ювелира, он в 1727 году уехал в Рим, где зарабатывал на жизнь срисовыванием античных статуй, учился у А. Мазуччи, С. Конча и Ф. Империале.
Судьба Помпео Батони сложилась удачно. У него не было недостатка в заказах на алтарные образы, мифологические, исторические и аллегорические картины, а в 1741 году он был принят в члены Академии Святого Луки. Батони вошёл в Риме в большую моду, особенно после того, как его коллега и соперник Антон Рафаэль Менгс переехал в Мадрид.
Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать со всей Европы, ему заказывали портреты папы и монархи. Он был хранителем папских коллекций, а его дом сделался местом встреч деятелей искусства тех дней, общественным и интеллектуальным центром. Батони стремился в своей живописи к умеренному классицизму старых мастеров, в отличие от модного в то время стиля венецианских художников.
Живописец Бенджамин Уэст, живший в Риме в 1760 году, сетовал, что итальянские художники «ни о чём ином не говорили и ни на что иное не смотрели, кроме как на работы Помпео Батони». Он стал столь авторитетным мастером, что многие современники, посвятившие ему страницы своих произведений, пытались разобраться, что такое «манера Батони», почему ему суждено было занять лидирующее положение в Риме и стать «одним из лучших в мире».
Благодаря Помпео Батони сложилась мода на так называемые «портреты гран-тура». Посещая Рим, британские путешественники не упускали случая заказать себе у Батони портреты, где художник их изображал в окружении древностей, руин и произведений искусства. Таких портретов он создал свыше 200, и чем больше их появлялось в британских частных коллекциях, тем большую популярность приобретал этот жанр в Великобритании.
Великолепные портреты во весь рост заказывали Батони и богатейшие вельможи Российской империи, например, граф К. Разумовский и князь А. Голицын.
Из двенадцати детей художника трое сыновей были его помощниками в занятиях искусством.
Начиная с 1759 года Батони жил в большом доме в Риме, где размещалась его студия, выставочные комнаты и школа рисования. В 1769 году за двойной портрет Иосифа II и Леопольда II он был удостоен в Австрии звания дворянина.
Скончался Помпео Джироламо БАТОНИ 4 февраля 1787 года в Риме. Согласно молве, он завещал свою палитру и кисти Жаку Луи Давиду.

25 января В 1938 году родился Владимир Семёнович ВЫСОЦКИЙ (в Москве), известный советский бард, поэ...

25 января
В 1938 году родился Владимир Семёнович ВЫСОЦКИЙ (в Москве), известный советский бард, поэт и актёр, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).
Вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару. Среди многочисленных бардов Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой.
В его песнях в первую очередь уделяется внимание тексту и содержанию, а не форме (с противопоставлением себя эстраде).
Как исполнитель своих песен он отличался нетрадиционной манерой пения – Высоцкий интонировал не только гласные, но и согласные. Большую известность получил за «песни на надрыве» – такие как «Кони привередливые» или «Райские яблоки».
Будучи актёром Театра драмы и комедии на Таганке, он сыграл десятки ролей. В кинематографе наиболее примечательны его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек».
* * * * *
Сын военнослужащего, Владимир, согласно его же свидетельству из песни «Баллада о детстве», родился в столице: «Дом на Первой Мещанской, в конце».
В послевоенные годы Высоцкие поселяется в Большом Каретном переулке («Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном...»). Там и сложился дружеский круг, которому Владимир показывал свои первые песни.
Высоцкий не сразу определился, что хочет быть актером – сначала поступил в Московский инженерно-строительный институт, но проучившись полгода, бросил его. В новогоднюю ночь он заявил: «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это – не мое...».
Интерес к авторской песне у него пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Высоцкий считал своим учителем. Позже он напишет «Песню о Правде и Лжи», посвященную Окуджаве.
С 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича связана с Театром на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него «своим театром».
«Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Я согласился послушать одну песню, то есть… не более 5 минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа», – вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке.
Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов – целая палитра образов, созданных им вместе с Юрием Петровичем. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким – прощание Владимира Семеновича со зрителями...
Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». И действительно, персонаж получился очень реалистичным, многие были убеждены, что Глеб Жеглов – не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».
А потом пришла любовь – Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья». Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом 12 лет. «Я жив, двенадцать лет тобой храним...» – успеет написать он... И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
«Работать надо!» – была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон – 3-4 часа, остальное – работа. Песни Высоцкий писал в основном ночью.
Их принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. В каждой песне была правда жизни.
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: «Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».
«Кому сказать спасибо, что – живой!» – написал он в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня в людской памяти благодаря его стихотворениям, драматургическим произведениям, киноролям, песням...
Скончался Владимир Семёнович ВЫСОЦКИЙ 25 июля 1980 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
* * * * *
Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях); в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.
Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, а чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии фильмов не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина», «Особое мнение» и др.).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_января #В__

25 января В 1941 году родился Вячеслав Григорьевич КУБАРЕВ (в городе Ливны, Орловская область), сов...

25 января
В 1941 году родился Вячеслав Григорьевич КУБАРЕВ (в городе Ливны, Орловская область), советский российский художник-график, художник, педагог, профессор. Заслуженный художник РФ (1999). Член Союза художников СССР с 1967 года.
* * * * *
В школьные годы он занимался у Александра Никифоровича Селищева в созданной им Студии изобразительного искусства.
По окончании школы Вячеслав поступил на художественно-графический факультет Орловского государственного педагогического института. Его учителем становится профессор Андрей Ильич Курнаков. После четвёртого курса, заметив быстрый рост мастерства, он помог юноше перевестись для дальнейшего обучения на третий курс Московского государственного художественного института (МГХИ) имени В.И. Сурикова (педагог – профессор В.Г. Цыплаков).
С 1965 года Вячеслав Кубарев постоянно участвует в республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставках. Он регулярно ездит по стране, привозя множество карандашных рисунков, этюдов, эскизов, впечатлявших своей документальной наблюдательностью.
В 1967-68 годах Вячеслав Григорьевич преподавал в МГХИ. В дальнейшем (по 1971 год) он стажировался в творческой мастерской графики Академии художеств СССР под руководством профессора Евгения Адольфовича Кибрика.
В 1976 году художник за серию работ о молодёжи всесоюзных ударных комсомольских строек – «Люди БАМа», «Строители КамАЗа», «Нурекская ГЭС», становится Лауреатом премии Ленинского комсомола.
В период 2003-13 годов Вячеслав Кубарев был профессором кафедры «Изобразительное искусство» Российского государственного университета туризма и сервиса. С 2013 года перешёл на работу в Российскую государственную специализированную академию искусств, где является профессором кафедры «Живописи и графики» и ведёт мастерскую станковой графики.
Продолжая активно созидать, Вячеслав Григорьевич КУБАРЕВ регулярно участвует в различных выставках. Творчество мастера по-прежнему остаётся востребованным. Его графика и живопись активно продаются на интернет аукционах: как давняя, из самых первых работ, так и вполне современная, из произведений последних лет.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_января #К__

25 января В 1948 году родился Георгий Георгиевич ШИШКИН (в Свердловске; ныне Екатеринбург), русский...

25 января
В 1948 году родился Георгий Георгиевич ШИШКИН (в Свердловске; ныне Екатеринбург), русский советский художник, разработавший свою особую технику с оригинальным методом подготовки основы под пастель, автор картин цикла «Русские сны», триптиха «Посвящение Русскому балету Дягилева», мастер современного портрета, автор почтовых марок Монако и России. Член Союза художников СССР с 1985 года.
* * * * *
Выходец из семьи музыканта-скрипача, он в детстве испытал сильное влияние атмосферы дома прадеда и прабабушки, дома с подлинно русскими традициями, сохранёнными в советское время.
Его бабушка, воспитывавшая внука, работала на дому швеёй-модельером. Она любила оперу, а в её гостеприимном доме собирались творческие люди, где пела романсы, аккомпанируя себе на гитаре.
С раннего детства Георгий Шишкин проявил способности к рисованию. В 2 года мать показала ему, как правильно держать карандаш, с которым он больше не расставался. С шести лет мальчик учился в музыкальной школе по классу скрипки, но «был уже уверен, что должен стать художником», он постоянно рисовал.
В 10-летнем возрасте Георгий поступил в художественную школу, где его преподавателем был Николай Моос, ставший впоследствии известным художником-графиком, иллюстратором русских сказок. Окончив её с отличием в 1963 году, он получил рекомендацию для продолжения учёбы, но, по настоянию родных, поступил в Строительный техникум. Юноша продолжал рисовать на лекциях, делал зарисовки в транспорте, а всё оставшееся время продолжал совершенствовать себя в живописи. В дальнейшем он 2 года работал в архитектурной мастерской главного архитектора «Уралгипромеза» Б.В. Гуляева. Художник и энциклопедически образованный человек, Гуляев на долгие годы стал его учителем и другом. Они вместе ходили на этюды, обсуждали проблемы искусства. Именно он настоятельно посоветовал Георгию продолжить учёбу.
В 1975 году Шишкин окончил Свердловский архитектурный институт, где в то время преподавали ведущие художники Урала. В период учёбы он путешествовал с этюдником по старинным городам России. Тогда-то ему и открылся целый ряд видений древней Руси. В Успенском соборе города Владимир Георгий был впечатлён фресками Андрея Рублёва, первого русского художника. Посещая Ленинград и Москву, юноша целыми днями подробно и внимательно изучал коллекции музеев: Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи.
Будучи студентом он начал участвовать в профессиональных художественных выставках. В 1974 году он стал Лауреатом Всероссийского конкурса студенческого творчества и был приглашён к участию во Всесоюзной выставке «Творчество молодых» на ВДНХ в Москве.
В период 1978-88 год Георгий Георгиевич преподавал на кафедре рисунка Свердловского архитектурного института. Он прошел стажировку (1981-1982) в Московском высшем художественно-промышленном училище имени Строганова.
С 1989 года Георгий Шишкин участвует в выставках за рубежом. В этом же году вступил в Международную федерацию художников-графиков при ЮНЕСКО. Через 2 года он переехал в Москву, перевелся в Московскую организацию Союза художников России. Тогда же мастер осуществил поездку по стране, побывав, в частности, в Ферапонтовом монастыре с фресками Дионисия и Кирилло-Белозерском монастыре.
Впервые посетив Францию в 1993 году, Шишкин в 1996 году остановился в Париже и тогда же был приглашён со своей выставкой в Монако. С 1998 года является резидентом княжества Монако.
Георгий Георгиевич принял участие во многих благотворительных акциях, особенно в пользу детей России.
Он является автором серии портретов творческих людей. Ему позировали: Борис Штоколов, Юрий Соломин, Рамаз Чхиквадзе, Верико Анджапаридзе, Иннокентий Смоктуновский, Юрий Яковлев, Жан Маре, Инна Чурикова, Жерар Депардье, Сергей Безруков и др. Художник был приглашён в княжеский дворец Монако для создания портрета князя Альберта II.
В 2017 году выставка художника Георгия Георгиевича ШИШКИНА состоялась в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_января #Ш__

25 января В 1932 году родился Виктор Алексеевич САФРОНОВ (в Горьком; ныне Нижний Новгород), русский...

25 января
В 1932 году родился Виктор Алексеевич САФРОНОВ (в Горьком; ныне Нижний Новгород), русский советский живописец, автор исторических, сюжетно-тематических картин, портретов, пейзажей. Народный художник РСФСР. Лауреат государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.
Главная тема творчества художника – Великая Отечественная война.
* * * * *
Обучался в Горьковском художественном училище (1948-1953).
С 1970 года – преподаватель в Ульяновском художественном училище.
Главной темой творчества Виктора Сафронова стала история Великой Отечественной войны, а также послевоенное восстановление страны. Полиптих «Ценою жизни» (1974), триптих «Завешано помнить» (1982-1983), картины «Солдатское письмо», «Боевое знамя», «Прощание», «Соната над озером Мета», «22 июня» относятся к высочайшим достижениям национальной школы живописи.
После написания в 1969 году картин «Солдатское письмо», «Клятва» художник был награжден серебряной медалью им. М.Б. Грекова (1970) и юбилейной медалью «За доблестный труд».
Сафронов – член выставкомов СХ СССР и РСФСР, зональных выставкомов «Большая Волга». Участник всесоюзных, всероссийских, зональных, областных и международных выставок.
Персональные выставки проходили в Ульяновском областном художественном музее, галерее Ульяновского Союза художников и галерее «Русский век» (Нижний Новгород), его картины экспонировались на выставках в Болгарии, Венгрии, Румынии, ГДР.
Во второй половине 1980-х – 2000-х годов значительно расширился круг тем, к которым обращается Виктор Алексеевич. Большое место в его творчестве заняло осмысление недавнего прошлого и настоящего, отразившееся в таких картинах как «Этапы большого пути», «Ожидание расстрела», в полиптихе «Поруганное отечество».
Произведения Виктора Сафронова находятся в собрании Ульяновского областного художественного музея, Государственной Третьяковской галерее, Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова, музее И.Е. Репина (г. Чугуев, Украина), Музее-заповеднике Б. Болдино, в Министерстве культуры РФ, в частных собраниях в России, Германии, Венгрии, США, Италии и Франции.
Награжден золотой медалью Академии художеств СССР и орденом «Знак Почета».
С 1969 года Виктор Алексеевич САФРОНОВ живёт и работает в Ульяновске.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_января #С__

25 января В 1615 году родился Говерт ФЛИНК (в Клеве, земля Северный Рейн-Вестфалия), голландский жи...

25 января
В 1615 году родился Говерт ФЛИНК (в Клеве, земля Северный Рейн-Вестфалия), голландский живописец эпохи барокко, известен как портретист и мастер исторической картины, один из художников Золотого века голландской живописи.
Он был одним из тех учеников Рембрандта, кто смог понять манеру мастера, а нередко даже приблизиться к его уровню.
Картины Говерта Флинка можно увидеть во многих знаменитых картинных галереях мира, в том числе в Амстердамском Рейксмузеуме, Музее Тиссена-Борнемисы, Метрополитен-музее, Государственном Эрмитаже.
* * * * *
Поначалу он был отдан отцом в подмастерья к портному, но Говерт тайно имел страсть к живописи, поэтому был послан в Леуварден, в обучение к художнику Ламберту Якобсу, писавшему полотна исторического жанра. Среди соседей Ламберта был бургомистр, адвокат и учёный Ромбертус ван Эйленбург, отец Саскии, будущей жены Рембрандта.
В 1633 году Флинк вместе с Якобом Баккером едет в Амстердам, где поступает в мастерскую Рембрандта. Много лет Говерт Флинк постигал мастерство Рембрандта, следуя его стилю и приёмам во всех работах, созданных между 1636 и 1648 годами. Он становится модным портретистом.
Самостоятельно Флинк начинает работать с 1636 года, он исполняет свои первые известные картины, в частности, «Пастушку» и «Пастуха», на которой в образе пастуха представлен, возможно, сам Рембрандт.
Немецкий художник и историк искусств Иоахим ван Зандрарт, который посетил Голландию в 1637 году, признал живописца одним из лучших учеников Рембрандта.
В свой первый и лучший период творчества Говерт Флинк создает портреты, этюды голов, религиозные композиции («Благословение Иакова», 1638). В таких портретах, как портрет Грасвинкеля и его жены (1646) или «Девочка», пейзажные фоны написаны в светлых тонах.
Среди религиозных композиций художника выделяются несколько удачных подражаний Рембрандту, например, «Благовестие пастухам» (1639) или «Жертвоприношение Авраама» (1636), непосредственно вдохновленное картиной Рембрандта на этот же сюжет. После 1640 года влияние Рембрандта ослабевает: большие корпоративные портреты работы Флинка очень искусны, но лишены той особой оригинальности, которая присуща, например, портретам работы ван дер Хелста (портрет дворянина и его жены, 1646; «Чета»).
Как исторический живописец, Говерт Флинк создал крупные аллегорические картины, исполненные в торжественной барочной манере, столь пленившей поэта Вондела («Рождение Вильгельма Генриха Брандербургского»; «Смерть штадтгальтера Фридриха Генриха Оранского», 1654). Но вершиной творчества художника стали гигантские картины «Молитва Соломона» (1658) и «Marcus Curius Dentatus» (1656), написанные для новой амстердамской ратуши (ныне – Королевский дворец).
Связи Говерта Флинка с городом Клеве становились весьма важными. Он получил покровительство Иоганна Мориса, принца Нассау-Зигенского, который стал штатгальтером Клеве в 1649 году.
Став в 1652 году гражданином Амстердама, он женился на дочери одного из директоров Голландской Ост-Индской компании. Художник стал известным в высших слоях общества.
Скончался Говерт ФЛИНК 2 февраля 1660 года в Амстердаме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_января #Ф__

25 января В 1806 году родился Дэниел МАКЛАЙЗ /Маклис/ (в Корке), ирландский и английский художник-по...

25 января
В 1806 году родился Дэниел МАКЛАЙЗ /Маклис/ (в Корке), ирландский и английский художник-портретист, представитель викторианского академизма, мастер исторического жанра, карикатурист и книжный иллюстратор.
* * * * *
Выходец из семьи сапожника, он обучался в местной Школе искусств. В 1827 году отправился на учебу в Лондон, где успешно поступил в Школу искусств при Королевской Академии, в выставках которой регулярно участвовал. 1840 год для художника ознаменовался присуждением почётного звания академика.
Дэниел Маклайз принадлежал к творческому поколению, предшествующему направлению прерафаэлитов, но весьма одобрял и разделял с ними некоторые идеи. Такие его полотна, как «Рождество в замке барона», «Сцена из "Двенадцатой ночи"», «Сцена из „Ундины“», «Дух рыцарства», а также «Магдалина после молитвы» как стилистически, так и тематически перекликается с творчеством членов Братства прерафаэлитов.
В 1857 году принял заказ, наряду с Миллесом, Хантом и Россетти на совместное участие в иллюстрировании поэм Теннисона. В 1858 году Маклайзу было поручено выполнить две фресковые росписи в Палате Лордов: «Встреча Веллингтона и Блюхера при Ватерлоо» и «Смерть Нельсона при Трафальгаре». Выполненные в исключительно оригинальной технике жидкого стекла. На протяжении творческой жизни, Маклайз выполнял также портреты именитых заказчиков, писал своих друзей. Наиболее выдающимся примером в этом жанре является замечательный «Портрет Чарльза Диккенса», с которым художник имел близкую дружбу.
Скончался Дэниел Маклайз 25 апреля 1870 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_января #Л__

25 января В 1736 году родился Жозеф Луи ЛАГРАНЖ (в Турине), известный французский математик, астрон...

25 января
В 1736 году родился Жозеф Луи ЛАГРАНЖ (в Турине), известный французский математик, астроном и механик итальянского происхождения. Наряду с Эйлером — крупнейший математик XVIII века.
* * * * *
Из-за материальных затруднений семьи он был вынужден рано начать самостоятельную жизнь. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, и поэтому определил его в Туринский университет. Но в руки Лагранжа случайно попал трактат по математической оптике, и он почувствовал своё настоящее призвание.
В 1755 году Лагранж послал Эйлеру свою работу об изопериметрических свойствах, ставших впоследствии основой вариационного исчисления. В этой работе он решил ряд задач, которые сам Эйлер не смог одолеть. Эйлер рекомендовал молодого учёного в иностранные члены Берлинской Академии наук.
В этом же 1755 году Лагранж был назначен преподавателем математики в Королевской артиллерийской школе в Турине, где пользовался, несмотря на свою молодость, славой прекрасного преподавателя. Лагранж организовал там научное общество, из которого впоследствии выросла Туринская академия наук. Здесь же он впервые применяет анализ к теории вероятностей, развивает теорию колебаний и акустику.
В 1764 году Французская академия наук объявила конкурс на лучшую работу по проблеме движения Луны. Лагранж представил работу, посвященную либрации Луны, которая была удостоена первой премии. В 1766 году Лагранж получил вторую премию Парижской Академии за исследование, посвященное теории движения спутников Юпитера, а до 1778 года был удостоен ещё трёх премий.
В 1766 году по приглашению прусского короля Фридриха II Лагранж переехал в Берлин (по рекомендации Д’Аламбера и Эйлера). Здесь он вначале руководил физико-математическим отделением Академии наук, а позже стал президентом Академии.
Берлинский период (1766—1787) был самым плодотворным в жизни Лагранжа. Здесь он выполнил важные работы по алгебре и теории чисел.
В Берлине была подготовлена и «Аналитическая механика», ставшая вершиной научной деятельности Лагранжа. Впервые со времён Архимеда монография по механике не содержит ни одного чертежа, чем Лагранж особенно гордился.
В 1787 году, после кончины Фридриха II, Лагранж по приглашению Людовика XVI переехал в Париж, где был принят с королевскими почестями и стал членом Парижской Академии наук.
Революция отнеслась к Лагранжу снисходительно. Ему пожаловали пенсию и оплачиваемое место в комиссии, занимавшейся разработкой метрической системы мер и весов и нового календаря.
В 1797 году, после создания Политехнической школы, вёл там преподавательскую деятельность, читал курс математического анализа.
Наполеон любил обсуждать с деликатным и ироничным Лагранжем философские вопросы. Он пожаловал Лагранжу титул графа, должность сенатора и орден Почётного легиона.
Скончался Жозеф Луи Лагранж 10 апреля 1813 года, спокойно, как и жил, сказав друзьям: «Я сделал своё дело… Я никогда никого не ненавидел, и не делал никому зла».
Похоронен в Пантеоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_января #Л__

25 января В 1838 (или 1841) году родилась Юлия Петровна ВРЕВСКАЯ /урождённая – Варпаховская/ (в гор...

25 января
В 1838 (или 1841) году родилась Юлия Петровна ВРЕВСКАЯ /урождённая – Варпаховская/ (в городе Лубны, Полтавская губерния), баронесса. Друг писателя И.С. Тургенева.
Во время русско-турецкой войны – сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста.
Имя баронессы Вревской вошло в историю как символ морального облика медицинской сестры и человеколюбия.
* * * * *
Из семьи генерал-лейтенанта, участника Бородинского сражения, она сначала училась в Одесском институте благородных девиц, затем, после переезда в 1848 году семьи в Ставрополь, в Ставропольском «Среднеучебном Заведении Св. Александры для воспитания женского пола».
Оставшись в 18 лет вдовой, Вревская переехала в Петербург, где была приглашена ко двору и получила место фрейлины Марии Александровны. За 10 лет придворной жизни (1860-1870) Юлия Петровна побывала с императрицей во Франции, Италии, Сирии, на лучших курортах Европы, в Африке, Палестине, Иерусалиме.
Среди её друзей в России были писатели Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, поэт Я.П. Полонский, художники В.В. Верещагин и И.К. Айвазовский. Она много путешествовала, знакомилась с замечательными людьми (например, с Виктором Гюго и Ференцем Листом). Вревская поражала всех, кто её знал, своей начитанностью.
В 1873 году она познакомилась с Иваном Тургеневым и часто общалась с ним в Петербурге. Они стали хорошими друзьями и переписывались до последних дней её жизни (сохранились только письма Тургенева). Вревская оставила «глубокий след» в его душе: «Я чувствую, что в моей жизни с нынешнего дня одним существом больше, к которому я искренне привязался, дружбой которого я всегда буду дорожить, судьбой которого я всегда буду интересоваться».
С началом русско-турецкой войны, в 1877 году, она решает ехать в Действующую Армию. На деньги, вырученные от продажи орловского имения, снаряжает санитарный отряд. Сама Юлия Петровна становится рядовой сестрой милосердия, выполняет самую тяжёлую и грязную работу. «Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот», – пишет она на родину. Баронесса, придворная дама, привыкшая к роскоши и уюту, в своих письмах никогда не жаловалась на военные тяготы.
В декабре 1877 года Юлия Вревская работает в прифронтовом перевязочном пункте в деревне Обретеник. Последнее письмо она написала своей сестре Наталье 12 января 1878 года.
17 января заболевает тяжёлой формой сыпного тифа. Раненые сами ухаживали за такой отзывчивой и нежной «сестрёнкой».
Скончалась Юлия Петровна Вревская 5 февраля 1878 года близ города Бяла (Румелия, Османская империя; ныне Болгария). Её похоронили в платье сестры милосердия около православного храма в Бяле.
* * * * *
На ее смерть И.С. Тургенев написал одно из самых лучших стихотворений в прозе «Памяти Ю.П. Вревской», вошедшее в школьные хрестоматии:
«На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращённого в походный военный госпиталь, в разорённой болгарской деревушке – слишком две недели умирала она от тифа. <…>
Она была молода, красива; высший свет её знал; об ней осведомлялись даже сановники. … Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо.
Но она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним. <…>
Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на её могилу!»
* * * * *
Юлии Петровне Вревской посвятили свои стихи Я. Полонский – «Под красным крестом», В. Гюго – «Русская роза, погибшая на болгарской земле».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_января #В__

25 января В 1938 году родился Владимир Семёнович ВЫСОЦКИЙ (в Москве), известный советский бард, поэт...

25 января
В 1938 году родился Владимир Семёнович ВЫСОЦКИЙ (в Москве), известный советский бард, поэт и актёр, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).
Вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару. Среди многочисленных бардов Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой.
В его песнях в первую очередь уделяется внимание тексту и содержанию, а не форме (с противопоставлением себя эстраде).
Как исполнитель своих песен он отличался нетрадиционной манерой пения – Высоцкий интонировал не только гласные, но и согласные. Большую известность получил за «песни на надрыве» – такие как «Кони привередливые» или «Райские яблоки».
Будучи актёром Театра драмы и комедии на Таганке, он сыграл десятки ролей. В кинематографе наиболее примечательны его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек».
* * * * *
Сын военнослужащего, Владимир, согласно его же свидетельству из песни «Баллада о детстве», родился в столице: «Дом на Первой Мещанской, в конце».
В послевоенные годы Высоцкие поселяется в Большом Каретном переулке («Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном...»). Там и сложился дружеский круг, которому Владимир показывал свои первые песни.
Высоцкий не сразу определился, что хочет быть актером – сначала поступил в Московский инженерно-строительный институт, но проучившись полгода, бросил его. В новогоднюю ночь он заявил: «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это – не мое...».
Интерес к авторской песне у него пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Высоцкий считал своим учителем. Позже он напишет «Песню о Правде и Лжи», посвященную Окуджаве.
С 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича связана с Театром на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него «своим театром».
«Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Я согласился послушать одну песню, то есть… не более 5 минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа», – вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке.
Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов – целая палитра образов, созданных им вместе с Юрием Петровичем. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким – прощание Владимира Семеновича со зрителями...
Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». И действительно, персонаж получился очень реалистичным, многие были убеждены, что Глеб Жеглов – не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».
А потом пришла любовь – Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья». Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом 12 лет. «Я жив, двенадцать лет тобой храним...» – успеет написать он... И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
«Работать надо!» – была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон – 3-4 часа, остальное – работа. Песни Высоцкий писал в основном ночью.
Их принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. В каждой песне была правда жизни.
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: «Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».
«Кому сказать спасибо, что – живой!» – написал он в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня в людской памяти благодаря его стихотворениям, драматургическим произведениям, киноролям, песням...
Скончался Владимир Семёнович Высоцкий 25 июля 1980 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
* * * * *
Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях); в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.
Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, а чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии фильмов не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина», «Особое мнение» и др.).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_января #В__

25 января ДЕНЬ СТУДЕНЧЕСТВА (ТАТЬЯНИН ДЕНЬ) Вероятно, это единственный в истории случай, когда на...

25 января
ДЕНЬ СТУДЕНЧЕСТВА (ТАТЬЯНИН ДЕНЬ)
Вероятно, это единственный в истории случай, когда на один и тот же день претендуют и служители церкви и студенчество, причем каждая сторона понимает праздник на свой манер.
В этот праздник отменялись все различия – возрастные и сословные, отменялись все чины и звания, уравнивались богатые и бедные – все они ощущали себя согражданами «учёной республики». Маститые учёные и важные чиновники, преуспевающие присяжные поверенные и модные журналисты ощущали себя в этот день «старыми студентами». Они вспоминали прекрасные дни своей молодости. Это был и их день тоже. Именно поэтому с лёгкостью и быстротой день основания одного университета стал общим студенческим праздником всей страны. Татьянин день праздновался повсюду. Он объединял профессоров, студентов нынешних и «бывших» по всей России.
Только в 60-70 годы XIX века Татьянин день превратился в неофициальный студенческий праздник. А так как с этого дня начинались студенческие каникулы, именно это событие студенты ждали и весело отмечали. Официальное празднование дня студентов имело традиции и ритуал – во время торжественных актов звучали поздравления и вручали награды.
Изначально день студента отмечался только в Москве. Он начиналось в здании университета, а заканчивалось шумным народным гуляньем. Сам праздник «День студента – Татьянин день» появился, когда Николай I подписал указ, в котором распорядился праздновать не день открытия университета, а подписание Акта о его учреждении. С этого момента, можно сказать, началась история официального Дня студента.
Этот день с нетерпением ждёт каждый студент. Под самый конец сессии, 25 января студенты отвлекаются от учёбы и погружаются в мир веселья и радости.
И так – каждый год, начиная с 1755 года.

25 января В 1874 году родился Уильям Сомерсет МОЭМ (в Париже), английский писатель, один из самых пр...

25 января
В 1874 году родился Уильям Сомерсет МОЭМ (в Париже), английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг.
Его отец был дипломатом, и родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребенок имел законные основания говорить, что родился на территории Великобритании. Ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны.
Ему было 8 лет, когда умерла его мама, а в десять – потерял и отца. Уилли был отправлен в Англию на попечение дяди-священника. В его пасторском доме и прошли школьные годы Моэма, который рос одиноко и замкнуто. Укрыться от окружающего помогали Моэму книги и пристрастие к чтению.
Будучи англичанином, Моэм до 10 лет говорил преимущественно по-французски. Начальную школу он также окончил во Франции, и над его английским позже долго смеялись одноклассники, когда он вернулся в Англию. «Англичан я стеснялся» – признавался Моэм.
Восемнадцатилетний Моэм провел год в Германии, а через несколько месяцев после возвращения поступил в медицинский институт при больнице св. Фомы. В 1897 году получил диплом терапевта и хирурга, но врачебной практикой никогда не занимался. Еще студентом он опубликовал свой первый роман «Лиза из Ламбета», вобравший впечатления от студенческой практики в этом районе лондонских трущоб. Книга была хорошо принята, и Моэм решил стать писателем.
Первый успех на поприще литературы ему принесла пьеса «Леди Фредерик» (1907).
Во время I-й мировой войны сотрудничал с МИ-5, в качестве агента британской разведки. Находился в Петрограде с августа по ноябрь 1917 года, неоднократно встречался с Александром Керенским, Борисом Савинковым и другими политическими деятелями. Покинул Россию через Швецию из-за провала своей миссии.
После войны Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). Успехом пользовались и романы: «Бремя страстей человеческих» (1915) – практически автобиографический роман; «Луна и грош» (1919); «Пироги и пиво» (1930); «Театр» (1937); «Остриё бритвы» (1944).
В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправляется в Китай, а позднее в Малайзию, – что дало ему материал для двух сборников рассказов.
Вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере была куплена Моэмом в 1928 году и стала одним из великих литературных и социальных салонов и домом писателя на всю оставшуюся жизнь. У писателя иногда гостили Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, изредка здесь были и советские писатели.
Его творчество продолжало пополняться пьесами, рассказами, романами, очерками и путевыми книгами. К 1940 году Сомерсет Моэм уже стал одним из самых известных и богатых писателей английской художественной литературы.
Большую часть II-й мировой войны Моэм, которому уже было за 60, находился в США – сначала в Голливуде, где много работал над сценариями, а позже – на Юге.
В 1947 году писатель утвердил «Премию Сомерсета Моэма», которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до 35 лет.
Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».
Скончался Сомерсет Моэм 15 декабря 1965 года, хотя официально сообщили, что умер 16 января у себя дома в городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_января #М__

25 января 1832 года родился Иван Иванович ШИШКИН (в Елабуге, Вятская губерния), русский художник-п...

25 января
1832 года родился Иван Иванович ШИШКИН (в Елабуге, Вятская губерния), русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик, гравёр-аквафортист. Академик, профессор. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.
Но талант его иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в тех работах, в которых он пользовался многими красками.
* * * * *
Страсть к рисованию Ваня проявил в детстве: всю бумагу, которая попадалась под руку, мальчик тут же покрывал рисунками и изображениями того, что видел вокруг себя. Эту страсть он сохранил на всю жизнь, став, по выражению Крамского, «верстовым столбом в развитии русского пейзажа».
В 12 лет Иван был определён в ученики 1-й казанской гимназии, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Окончив курс этого заведения, он с 1857 года продолжил своё образование в Петербуржской Академии художеств, где числился учеником профессора С.М. Воробьёва.
Академию Иван Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на 3 года поездки за границу. Но художник не торопился с поездкой, а отправился в родную Елабугу, и только в апреле 1862 года поехал за рубеж.
Затосковав по отечеству, он в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург (до истечения срока своего пенсионерства). Ему уже сопутствовала известность – рисунки пером, виртуозно исполненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, а картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика.
В 1870 году Шишкин вступил в учредители крупнейшего объединения мастеров реалистического направления – Товарищества передвижных художественных выставок, и до конца своей жизни оставался одним из самых активных и верных членов Товарищества.
В 1873 году Академия художеств возвела Ивана Шишкина в звание профессора за приобретённую ею ма́стерскую картину «Лесная глушь».
После вступления в действие нового устава Академии, в 1892 году он был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго.
Блестящим итогом почти полувекового пути художника в отечественном искусстве стала картина «Корабельная роща» (1898).
В Третьяковской галерее представлены полотна: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес», «Утро в сосновом лесу».
Русский музей владеет картинами «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь», «Поляна»…
Скончался Иван Иванович ШИШКИН 20 марта 1898 года в Петербурге, с кистью в руке, работая над очередной картиной «Лесное царство».
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
---------------------------------------------------------
Картины и рисунки Шишкина столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за 40 лет его деятельности и распродажи после смерти Шишкина того, что осталось в его мастерской.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».

25 января 1858 года на королевской свадьбе получил путевку в жизнь «Свадебный марш» Менд...

25 января
1858 года на королевской свадьбе получил путевку в жизнь «Свадебный марш» Мендельсона.
Эта мелодия настолько давно и прочно вошла в церемонию бракосочетания, что уже трудно представить себе свадьбу без неё. Большинство из нас знает, как звучит марш Мендельсона, по какому случаю его играют и где, однако мало кто знает о том, когда он был впервые исполнен на свадьбе.
Изначально Мендельсон написал «Свадебный марш» для спектакля «Сон в летнюю ночь» в 1843 году. У Шекспира под «Свадебный марш» регистрируют брак герои комедии – Осел и заколдованная Королева. Иначе говоря, этот марш можно назвать «регистрацией ослиного брака», а в целом «Свадебный марш» есть не что иное, как насмешка композитора над пышным торжеством бракосочетания.
Знаменитый марш Мендельсона впервые прозвучал на свадьбе неких Дороти Кэри и Тома Дэниэла в крохотном городке Тивертон 2 июня 1847 года, в провинциальной церкви Св. Петра.
Этот поразительный факт был извлечен из архива полвека спустя.
Однако широкую популярность и общественное признание «Свадебный марш» Мендельсона получил лишь спустя 15 лет, после его исполнения на церемонии бракосочетания кронпринца Пруссии Фридриха Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Аделаиды, старшей дочери королевы Виктории.
Свадьба состоялась 25 января в капелле Сент-Джеймского дворца в Лондоне, брак был заключен одновременно и по любви и из-за династических соображений.
Семнадцатилетняя невеста, большая любительница музыки, самостоятельно выбрала музыкальное сопровождение для свадьбы, остановившись на двух маршах.
Первый – под который невесту ведут к алтарю – «Свадебный хор» из оперы Вагнера «Лоэнгрин».
Второй – под который новоиспеченные супруги выходят из церкви – «Свадебный марш» из симфонической поэмы «Сон в летнюю ночь» Мендельсона.
С того дня бравурный и ликующий «марш Мендельсона» сразу и навсегда утвердился в качестве свадебного, а для всего мира, восхищенно следившего за главным светским событием наступившего 1858 года, законодательницей моды стала именно принцесса.

25 января В 1935году родился Станислав Алексеевич Жук, российский спортсмен и тренер по фигурному ...

25 января
В 1935году родился Станислав Алексеевич Жук, российский спортсмен и тренер по фигурному катанию).
Мастер спорта (1957), заслуженный тренер СССР (1965). Четырехкратный чемпион СССР в парном катании с Ниной Жук (1957-59, 1961).
По окончании выступлений перешел в тренеры. Его воспитанники завоевали 67 золотых, 34 серебряные и 35 бронзовых медалей на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх.
Среди его учеников такие выдающиеся фигуристы, как Ирина Роднина и Александр Зайцев (парное катание), Александр Фадеев (одиночное катание), Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков (парное катание).
[club48234198|Все события]