22 марта
1599 года родился Антонис /Антон, Энтони/ ВАН ДЕЙК (в Антверпене), знаменитый фламандский (южно-нидерландский) живописец и график, мастер офорта и придворного портрета, мифологических и религиозных сюжетов в стиле барокко.
* * * * *
Выходец из семьи богатого торговца тканями, он был седьмым из двенадцати детей. В 10-летнем возрасте его отдали в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, – портрет 70-летнего старика.
С 1615 года у Антониса ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию картин под названием «Головы апостолов». Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. К ранним его работам относится и автопортрет (около 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью.
В дальнейшем (1618-1620) художник создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.
В феврале 1618 года Антонис ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки, стал сотрудничать с Рубенсом, работал как помощник в его мастерской.
В 1627 году он стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. Им создаются произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Св. Мартин и нищие» и др.
С 1632 года живописец жил в Лондоне, работал придворным художником Карла I. Он много рисовал короля («Карл I на охоте», около 1635), членов его семьи («Дети Карла I», 1637) и знатных вельмож.
Король посвятил его в рыцари, пожаловав ему статус королевского художника и солидное жалование.
Скончался Антонис ВАН ДЕЙК 9 декабря 1641 года в Лондоне, погребен в Соборе святого Павла.
22 марта
1929 года родилась Яёй КУСАМА (в Мацумото, Нагано), японская художница, прославившаяся как неординарная личность. Практически все жизнь страдает психическими заболеваниями.
* * * * *
Галлюцинации появились у неё с детства, так как мать применяла к ней физическое насилие, что и сказалось на психике Яёи. По совету психиатра девушка занялась рисованием. В начале карьеры она стала покрывать поверхности (стены, полы, холсты, а затем повседневные предметы и обнаженных ассистентов) рисунком в горошек, что стало её товарным знаком. Большие поля горошка, или «сети бесконечности», как Яёй Кусама называет их, были взяты непосредственно из собственных галлюцинаций.
Проучившись в Школе искусств и ремёсел в Киото, она заинтересовалась европейским и американским авангардом, а в 1957 году переехала в Нью-Йорк. Амбициозная художница с историей психической болезни быстро создала себе яркий публичный имидж. В США она стремительно завоевала репутацию лидера авангардного движения.
Кусама проводила публичные перформансы с использованием любимого рисунка в горошек на телах обнажённых участников, создавала коллажи из фотографий своих арт-объектов и инсталляций.
Но со временем здоровье художницы ухудшилось, и в 1973 году она вернулась в Японию, начав писать сюрреалистические романы, рассказы и стихи.
Её живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции разделяют одержимость повтором, узорами, аккумуляцией. В работах Кусамы присутствуют черты феминизма, минимализма, сюрреализма, ар брют, поп-арта и абстрактного экспрессионизма, наполнены автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. Она описывает себя как «навязчивого художника».
Яёй Кусама также создала заметные работы в кино и дизайне одежды. 12 ноября 2008 на аукционе Кристи её работа была продана за 5,1 млн. долларов, рекорд для живущей женщины-художника.
Сегодня Яёй КУСАМА живёт в психиатрической больнице в Токио, где продолжает создавать работы с середины 1970-х годов. Её студия находится рядом с госпиталем.
22 марта
1880 года родился Александр Васильевич КУПРИН (в городе Борисоглебск, Воронежская губерния), русский и советский живописец-пейзажист, профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.
* * * * *
Выходец из семьи преподавателя уездного училища, он в 1893 году с родителями переезжает в Воронеж, но те впечатления, которые Саша получил в этот период, впоследствии стали для художника неиссякаемым источником вдохновения.
Мальчик рос разносторонне развитым: играл на музыкальных инструментах, сочинял музыку, рисовал. До смерти отца в 1896 года он учился в классической гимназии, где брал уроки живописи у Н. Евсеева. Но материальная нужда заставила поступить его конторщиком в управление железной дороги.
Однако уже в это время интерес к искусству не оставлял Александра Куприна. Он много писал, создавая оригинальные пейзажи. Этот интерес привёл его в вечерние классы бесплатной школы живописи и рисования при Обществе любителей художеств.
Желая продолжить обучение живописи, Куприн в 1902 году отправился в Санкт-Петербург. Здесь он учился в частной школе-мастерской Л.Е. Дмитриева-Кавказского. Средства к существованию в этот период зарабатывал, создавая копии картин великих мастеров и мозаичные панно.
Поступить в Академию художеств ему не удалось, и в 1904 году Александр Куприн вернулся в Москву. Чтобы подготовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он занимался в студии К. Юона. После этого начинающий художник поступил в училище, сначала в фигурный класс, а затем его перевели в натурный класс, где преподавал К.А. Коровин.
В 1907 году болезнь заставляет Куприна отправиться на лечение в Крым. Природа этих мест глубоко поразила Александр Васильевич. В этот период он пишет большое количество пейзажей, уделяя особенное внимание чарующей красоте моря («Пейзаж с луной», «Тополя», «Беасальская долина»). В этих работах цветовое оформление очень декоративно, насыщенно. В 1910 году Куприн становится одним из организаторов группы «Бубновый валет». Работы живописца отличались гармоничным сочетанием цветовых акцентов и четкости формы. Природа на его натюрмортах, написанных в кубистическом стиле, полна тепла и света.
В 1913-14 годах Куприн много путешествует, посещая Италию, Францию. Он совмещает художественную работу с преподавательской деятельностью: работает во ВХУТЕМАСе, Сормовской и Нижегородской художественных мастерских, в Текстильном институте.
С 1924 года художник обратился к реалистическому пейзажу. Он становится членом художественного объединения «Московские живописцы». В 1926-30 годах ежегодно ездил в Бахчисарай, где были написаны замечательные крымские пейзажи: «Бахчисарай. Сумерки», «Бахчисарай. Вечер. Чурук-Су», «Бахчисарай. Заброшенная мечеть».
В 1930 году стал активно работать над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске, Москве; нефтяные промыслы в Баку. Перед Великой Отечественной войной он обратился к мотивам русской природы, а после неё вновь к крымским пейзажам. В последние годы жизни в его творчестве опять возникла индустриальная тема.
Скончался Александр Васильевич КУПРИН 18 марта 1960 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_марта #К__
22 марта
1816 года родился Джон Фредерик КЕНСЕТТ (в городке Чешир, штат Коннектикут), американский художник и гравер, член Школы реки Гудзон, представитель стиля люминизм.
Являлся действительным членом Национальной академии дизайна, был основателем и президентом Фонда поддержки художников, а также основателем и попечителем «Метрополитен музея».
* * * * *
Выходец из семьи эмигрантов, он окончил школу в Чеширской академии. Затем изучал искусство гравирования со своим отцом, а позже – со своим дядей Альфредом Дэггетом. В дальнейшем Кенсетт работал гравером в Нью-Хейвене до 1838 года, после чего переехал в Нью-Йорк на работу в качестве гравировщика для банкнот.
В 1840 году вместе с художниками Ашером Дюраном и Джоном Касилером, он посетил Европу, чтобы учиться живописи. Там Кенсетт встретился и путешествовал по европейским странам вместе с Бенджамином Чемпни. Находясь в Европе художник изучал и развивал свое понимание голландской пейзажной живописи XVII века. В 1847 году вместе с Чемпни они вернулись в США.
В Нью-Йорке Джон Кенсетт создал собственную студию и переехал жить в этот город. В дальнейшем много путешествовал по Америке и совершил еще несколько поездок в Европу. Он был известным и успешным в финансовом плане художником, проявлял щедрость в вопросах поддержки искусства и других художников.
Скончался Джон Фредерик КЕНСЕТТ от сердечной недостаточности 14 декабря 1872 году в своей студии в Нью-Йорке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_марта #К__
22 марта
В 1840 году родился Отто Вильгельм ТОМЕ (в Кёльне), немецкий ботаник и художник, систематик живой природы, профессор, всемирно известный ботанический иллюстратор, автор знаменитого многотомного издания «Флора Германии, Австрии и Швейцарии в рассказах и образах для школы и дома».
* * * * *
Первое издание этого его сборника ботанических иллюстраций, а именно второй и третий тома (из 12-томника) – с великолепными, тщательно прорисованными 572 цветными иллюстрациями были изданы в 1886, 1888 годах в Гере (Германия).
Завершил работу над многотомником «Флора Германии, Австрии и Швейцарии…» Вальтер Мигула, немецкий ботаник, профессор лесной академии, иллюстратор. Подготовленные им остальные 10 томов выходили в свет в период с 1903 по 1934 год.
Но, несмотря на несомненный вклад Вальтера Мигулы в завершение многотомника и его титанический труд в составлении, оформлении и издании 10 томов, ботанические иллюстрации Отто Вильгельма Томе смотрятся намного интереснее, они более изысканные и весьма живописные.
Скончался Отто Вильгельм ТОМЕ 26 июня 1925 года в Веймарской республике.
----------------------------------------------—
Смотри «Флора Германии, Австрии и Швейцарии, авт. Отто Томе и Вальтер Мигула» по ссылке:
http://www.liveinternet.ru/users/botanic_ninel/post371496727
----------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_марта #Т__
22 марта
В 1851 году родился Алексей Данилович КИВШЕНКО (в Серебряно-Прудском районе, ныне Московская область), русский живописец, академик; был близок к передвижникам.
Автор знаменитой исторической картины «Военный совет в Филях», запечатлевшей один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 года.
Известен также серией батальных полотен на темы русско-турецких войн, а также картинами на исторические, бытовые и охотничьи темы.
* * * * *
Обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художников (у Ивана Крамского). В 1867-77 годах учился в Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
В 1880 году Кившенко отправился за границу, где несколько лет провёл в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, рисуя картины, которые впоследствии, по возвращении в Петербург в 1884 году, принесли ему звание академика.
Летом 1884 года художник совершил поездку в Закавказский край с целью собрать материалы для заказанных ему императором Александром III картин, изображавших некоторые эпизоды русско-турецкой войны 1877-78 годов.
В период 1883-89 годов преподавал в Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге.
Сопровождая археологическую экспедицию Никодима Кондакова в Палестину и Сирию в 1891 году, Алексей Кившенко привёз оттуда немало этюдов, воспроизводящих природу и народный быт стран Ближнего Востока.
С 1893 года живописец являлся действительным членом и профессором-руководителем батальной мастерской Академии Художеств.
Скончался Алексей Данилович КИВШЕНКО 2 октября 1895 года в Гейдельберге (Германия). Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_марта #К__
22 марта
В 1889 году родился Николай Эрнестович РАДЛОВ (в Санкт-Петербурге), русский и советский художник, искусствовед, педагог.
* * * * *
Предки его были выходцами из Чехии. Окончил классическое отделение средней школы Annenschule с преподаванием на немецком языке, что давало право наравне с выпускниками гимназий поступать в университет.
Интерес к гуманитарным наукам, унаследованный от деда и отца, привёл его на историко-филологический факультет Петербургского университета. Не прерывая учёбы в университете, поступил в Академию художеств, учился у Д.Н. Кардовского и Е.Е. Лансере.
В 1911 году успешно окончил университет. Ещё во время учёбы опубликовал свою первую статью об археологических раскопках. В 1912 году начал сотрудничать в журнале «Аполлон», затем стал сотрудником журнала «Новый Сатирикон».
Используя знание нескольких иностранных языков, освещал события культурной жизни Франции, Англии, Италии, Германии, Австрии, Америки. Позже перешёл к обзорам столичных выставок и проблемам современного искусства.
В 1919 году коллегией под председательством академика С.Ф. Ольденбурга был избран профессором Института истории искусств, основанного в 1912 году графом В.П. Зубовым. В течение ряда лет Радлов был проректором, учёным секретарём института, председателем секции, читал лекции и выступал с докладами по западноевропейскому искусству XIX века. В 1921 году Радлов начал преподавать рисование в Академии художеств и в должности профессора работал там с перерывами до своего переезда в Москву в 1937 году.
Научную и преподавательскую деятельность в 1920-х – 1930-х годах Радлов совмещал с работой художника – пишет портреты, пейзажи, натюрморты, участвует в выставках, иллюстрирует книги, печатается в сатирических журналах, в газете «Литературный Ленинград» и еженедельнике «Рабочий и театр». Он заведует художественной частью журнала «Бегемот» и ленинградского отделения издательства «Художественная литература», был заместителем председателя и председателем правления Ленинградского Союза советских художников.
В творческом содружестве с писателем М. Зощенко издал сборники юмористических рассказов. Иллюстрировал издания произведений В.Я. Шишкова, Марка Твена, Шекспира, Бальзака, Анатоля Франса, Чуковского, А.М. Волкова и других советских и иностранных писателей и поэтов. Его «Рассказы в картинках» о приключениях домашних животных, птиц и зверей с текстами детской писательницы Н.В. Гернет выдержали в период с 1937 по 1986 год семь изданий на русском языке тиражом каждое от 100000 до 400000 экз. и были переведены на ряд иностранных языков. В 1938 году издание на английском языке получило премию на Выставке детской книги в Нью-Йорке.
С 1937 года профессор Московского художественного института и руководитель графической секции Московского Союза художников. Сотрудничал как художник-карикатурист в журнале «Крокодил», регулярно печатая сатирические рисунки на бытовые и политические темы, и в детских журналах.
Был непревзойдённым мастером шаржей на писателей, музыкантов, театральных деятелей, известных шахматистов.
С началом Великой Отечественной войны активный участник выпуска «Окон ТАСС». За период с июня 1941 до октября 1942 года, когда вышел его последний плакат, нарисовал их около сорока.
Скончался Николай Эрнестович Радлов 29 декабря 1942 года от тяжёлой болезни, причиной которой была травма, полученная в январе 1942 года при попадании бомбы в дом, где он жил.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_марта #Р__
22 марта
1923 года родился Марсель МАРСО /наст. имя – Марсель Манжель/ (в Страсбурге), легендарный французский актер-мим, комик и непревзойденный мастер пантомимы.
Самый знаменитый мим планеты, создатель парижской школы мимов.
По одной из версий под влиянием репризы «Идущий против ветра» Марселя Марсо родилась «лунная походка» Майкла Джексона.
* * * * *
Интерес к актёрскому искусству пробудился у него после знакомства с фильмами Чарли Чаплина. Посещал Школу декоративных искусств в Лиможе, затем учился в парижском «Театре Сары Бернар» у режиссёра Шарля Дюллена и актёра Этьена Декру (именно Декру обучил Марселя мимическому искусству).
Во время II-й мировой войны он вынужден был бежать с семьей, участвовал в Сопротивлении. Большинство его родственников погибли в Освенциме. Марсель и его брат Ален избежали депортации, взяв себе для поддельных паспортов фамилию наполеоновского генерала – Марсо.
Марселю был 21 год, когда он, благодаря уникальному дару – мгновенно менять свое выражение лица и походку, – переправил в Швейцарию и спас более 70 еврейских детей. С риском для жизни Марсо проходил мимо постового, а тот всякий раз принимал его за другого человека.
В 1944 году юноша воевал за освобождение Франции, служил переводчиком у генерала де Голля, т.к. в совершенстве владел тремя языками.
В 1947 году Марсель Марсо создал сценический образ клоуна Бипа – белолицего клоуна в полосатом свитере и потрёпанной шляпе, что принесло ему всемирную известность. Тогда же организовал труппу «Содружество мимов», которая просуществовала до 1960 года. Его постановки шли на лучших площадках, включая «Театр Сары Бернар» и «Театр Елисейских полей».
В течение десятилетий мастер выступал сольно. В 1978 году Марсо создал Парижскую школу пантомимы, а в 1996 году основал фонд для поддержки искусства пантомимы в США.
Награждён орденом Почётного легиона – высшей государственной наградой Франции. В 2002 году стал послом доброй воли ООН.
Скончался Марсель МАРСО 22 сентября 2007 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
22 марта
1925 года родился Марат Иванович САМСОНОВ (в Иркутске), советский и российский художник-баталист, полковник в отставке. Народный художник РСФСР, действительный член Российской академии художеств (РАХ).
* * * * *
В семье, где рос Марат, поощрялось занятие рисованием, это благоприятствовало его художественному развитию. По примеру отца Марат вступил в армию.
Принимал участие в боях Великой Отечественной войны, участвовал в Параде Победы. В 1946 году окончил Калининское военное училище технических войск.
Сильно проявившийся художественный талант Марата Самсонова способствовал тому, что он, не имеющий специального художественного образования, попал в Студию военных художников имени М.Б. Грекова.
Марат Иванович, хорошо знакомый с жизнью Вооружённых Сил, увлёкся батальным жанром, который занял в его творчестве центральное место.
Он автор и соавтор ряда диорам, находящихся в Центральном музее Великой Отечественной войны.
С 1974 года по 1989 год, а затем и с 1997 года – был руководителем Студии имени Грекова.
Скончался Марат Иванович САМСОНОВ 7 января 2013 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.
22 марта
В 1905 году родился Григорий Михайлович КОЗИНЦЕВ /первоначальная фамилия – Козинцов/ (в Киеве), советский режиссер кино и театра, сценарист, педагог. Народный артист СССР. Лауреат трех Государственных премий.
Обучаться живописи начал с 14 лет, сначала в Москве, потом в Петербурге, где поступил в класс Н.И. Альтмана в Свободных художественных мастерских и одновременно режиссёром в Студию Театра комической оперы.
В 1922 году Григорий Козинцев совместно с Леонидом Траубергом организовали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актёра». За два года они поставили 3 спектакля по собственным пьесам, а затем перенесли свои эксперименты в область эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в Киномастерскую «ФЭКС» (до 1945 года все фильмы ставил совместно с Траубергом).
С первой звуковой картиной «Одна» – о молодой учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, – в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. В трилогии о Максиме – «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939; Государственная премия СССР в 1941 году), сделанной в жанре историко-революционной эпопеи, режиссеры отдали дань официальному искусству, что не помешало им сделать эти ленты зрелищными, во многом новаторскими.
После войны Козинцев в условиях малокартинья обратился к популярному тогда биографическому жанру, поставив фильмы «Пирогов» и «Белинский». В начале 1950-х годов Академический театр драмы имени Пушкина поручил Григорию Михайловичу постановку на сцене театра «Гамлета».
Сергей Васильев, ставший директором «Ленфильма», пригласил Козинцева к себе на студию для съемок фильма «Дон Кихот» (1957). Так состоялось его возвращение в кино. Картина получила высокую оценку во всем мире, а испанцы назвали её самой испанской из всех многочисленных киноверсий этого романа.
Козинцев много ездил по миру. Возглавлял делегацию советских кинематографистов на Неделе советского кино в Англии. Посетил Мексику, затем, по приглашению фирмы «Юнайтед Артистс», Голливуд. Участвовал в работе XIII Каннского фестиваля в качестве члена жюри.
Последние годы жизни Козинцев отдал Шекспиру. Фильмы «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) стали событием в советском и мировом кинематографе.
Много времени Григорий Михайлович отдавал преподавательской работе: сначала во ВГИКе, а затем в мастерской на «Ленфильме». Среди его учеников режиссеры Э. Рязанов, С. Ростоцкий, И. Авербах и многие др. В 1965-71 годах Козинцев руководил режиссёрской мастерской при «Ленфильме».
В первых числах мая 1973 года с режиссером случился инфаркт, его перевезли из Комарово в Ленинград. Жена Валентина Георгиевна неотлучно находилась при нем.
Скончался Григорий Михайлович Козинцев 11 мая 1973 года, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Ленинграде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_марта #К__
22 марта
В 1915 году родился Георгий Степанович Жженов (в Петрограде), актер, Народный артист СССР.
Его жизнь, сыгравшего больше 100 ролей в кино и театре, сама похожа на кино. Другому человеку хватило бы и половины тех испытаний, которые жестокий век подкинул артисту. Но Жженов не сломался, не озлобился и никогда не жаловался – он жил и работал с удовольствием, а всенародная любовь наградила его званием «правильный человек».
* * * * *
В детстве Георгий интересовался цирком, кино и театром. Будучи студентом эстрадно-циркового техникума, был замечен сотрудниками «Мосфильма» и продолжил обучение в Ленинградском театральном училище, где актерское мастерство преподавал сам Сергей Герасимов.
Во время репрессий сначала семью выслали в Казахстан, а затем сам Георгий Жженов получил 5 лет колымских лагерей за надуманную «шпионскую деятельность». Всего на его долю выпало 17 лет лагерей и ссылок.
В 38 лет был полностью реабилитирован и начал работать в Ленинградском областном драмтеатре, затем перебрался в Москву в Театр имени Моссовета.
Параллельно с работой в театре Жженов снимается в кино. Известность пришла к нему в 1959 году после картины «Исправленному верить», с которой началась определенная «мода на Жженова».
Но по-настоящему он стал популярным после комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Небольшая роль улыбающегося инспектора ГАИ запомнилась миллионам зрителей, а фраза «и у меня привычка: ты удираешь – я догоняю» мгновенно стала крылатой.
Звездный час Жженова наступил после приключенческого фильма Вениамина Дормана «Ошибка резидента». Потрясающий успех картины вынудил авторов взяться за продолжение – «Судьба резидента», «Возвращение резидента», «Конец операции «Резидент». Как позже признались Георгию Степановичу руководители КГБ, эти фильмы использовалась контрразведкой как учебное пособие для тех, кто приходит работать в органы безопасности. Для самого же актера любимой ролью навсегда остался Вилли Старк из фильма «Вся королевская рать».
Жженову доставались сильные роли в картинах «Горячий снег» (лучший военный фильм 1970-х годв), «Экипаж» (первый советский фильм-катастрофа), «Ворота в небо», «Лекарство против страха», «Звездочет», «Операция на сердце» – всего же им сыграно около 70 ролей.
Играть негодяев он категорически отказывался, говорил: «Я слишком много повидал их в жизни!» Да и отрицательных персонажей ему тоже особо не предлагали – режиссеры всегда отмечали его позитивное обаяние, поэтому и давали ему только роли положительных героев.
Георгий Степанович очень любил жизнь, поэтому никогда не выглядел на свой возраст. В 90 лет он еще купался в море и ездил на автомобиле.
А еще актер умел прощать – через много лет он встретился с охранниками из лагеря на Колыме и пожал им руки…
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_марта