18 марта
1899 года родился Макс Владимирович АЛЬПЕРТ /настоящая фамилия Альперин/ (в Симферополе, Таврическая губерния, Российская империя), известный советский фотограф и фоторепортёр, крупнейший фотомастер ХХ столетия. Заслуженный работник культуры РСФСР.
Один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии.
* * * * *
Фотографированию он вместе с братом Михаилом обучался в 1914 году в Одессе. После окончания Гражданской войны работал фотокорреспондентом в «Рабочей газете» в Москве.
В 1920-е годы входил в ассоциацию фоторепортёров при московском доме печати, в 1930-е – работал в иллюстрированном журнале «СССР на стройке», подготовил около 50 фотоочерков. Наиболее важные работы этого периода сделаны на строительстве завода в Магнитогорске (Магнитка), на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала.
Выдающийся режиссёр, художник и сценарист Сергей Эйзенштейн говорил о Максе Альперте: «Какое удовольствие следить за его неутомимостью и прямо-таки фоторепортерской одержимостью. Из горы прекрасных фотографий… истории человеческого труда, складывается монументальный образ нашей эпохи».
Одновременно Макс Владимирович работал в газете «Правда», где снимал портреты практически всех крупных советских и многих зарубежных политиков, военных, писателей и шахматистов. Во время Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро, работал как в тылу, так и на фронте, в боевой обстановке.
Альперт автор знаменитой работы «Комбат» (1942), ставшей одним из символов той войны.
В конце войны фоторепортёр побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве.
В послевоенные годы он сотрудничал с разными изданиями. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».
Многие выполненные им работы хранятся в коллекции негативов Государственного центрального музея современной истории России.
Скончался Макс Владимирович АЛЬПЕРТ 30 ноября 1980 года в Москве, похоронен на Рогожском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_марта #А__
18 марта
В 1920 году родился Валентин Александрович ПЕЧАТИН (в Рязани), русский советский живописец, маринист. Заслуженный художник Российской Федерации. Член Ленинградской организации Союза художников
Творческий диапазон художника очень широк: от большой батальной морской картины до лирического пейзажа, от портрета прославленного флотоводца до тонкого психологического женского портрета.
* * * * *
В период 1934-37годов обучался в Рязанском художественном техникуме.
Затем художественное образование продолжил в Ленинграде – поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (входит в структуру Академии художеств), занимался у Б. Фогеля, Г. Павловского, С. Абугова, А. Мыльникова, В. Орешникова.
Учебу прервала Великая Отечественная война, которую художник прошел от начала и до конца.
После войны Валентин Печатин с отличием окончил Академию, с 1951 года участвовал в выставках, писал батальные картины, портреты, пейзажи.
В 1952 году был приглашён в студию художников-маринистов при Центральном Военно-Морском музее в Ленинграде. С этого момента морская тема стала главной в его творчестве. В 1963 году Валентин Александрович возглавил студию.
Работы живописца в составе экспозиций произведений ленинградских художников были представлены европейским зрителям на целом ряде зарубежных выставок.
Скончался Валентин Александрович ПЕЧАТИН 21 февраля 2006 года в Санкт-Петербурге.
Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Франции, Великобритании, Корее, КНР, Финляндии и других странах.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_марта #П__
18 марта
В 1757 году родился монах АВЕЛЬ /в миру Василий Васильев/ (в Акулово, Тульской провинции), русский православный монах, предсказавший, согласно некоторым источникам, целый ряд исторических событий второй половины XVIII и последующих веков.
* * * * *
В детстве и юношестве работал плотником в Кременчуге и Херсоне. Пережив в юные годы тяжёлую болезнь, решил уйти в монастырь. Однако не получил благословения родителей. В 1774 году женился «против воли».
В 1785 году тайно ушёл из деревни, оставив жену и троих детей. Получив откупную у своего барина, Льва Нарышкина, добрался до Валаамского монастыря, где принял постриг. В монастыре прожил только год и затем он «взем от игумена благословение и отыде в пустыню». После нескольких видений монах Авель окончательно ушёл из Валаамского монастыря и отправился по миру.
После девяти лет скитаний остановился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где написал свою первую пророческую книгу. В ней говорилось о том, что императрица Екатерина II скончается через 8 месяцев. Епископ Костромской и Галицкий Павел, которому была показана эта книга, решил сдать монаха в руки губернатора, который посадил Авеля в острог и затем отправил в Санкт-Петербург.
В Петербурге о нём было доложено императрице. Екатерина II пожалела монаха и вместо казни велела посадить Авеля в Шлиссельбургскую крепость. Вскоре, однако, предсказание сбылось, на престол взошёл Павел I.
Впоследствии монах Авель был сослан в Кострому, где предсказал дату смерти нового императора, за что 12 мая 1800 года был заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
После смерти Павла I монах Авель был сослан в Соловецкий монастырь, который ему было запрещено покидать. В монастыре монах написал новую книгу, в которой предсказал сожжение Москвы французами. После того как предсказание свершилось, Александром I было велено освободить Авеля.
Летом 1813 году монах побывал в Санкт-Петербурге, впоследствии на Афоне, в Константинополе, Иерусалиме. После странствий Авель поселился в Троице-Сергиевой Лавре.
24 октября 1823 года он поступает в Серпуховской Высоцкий монастырь. Опасаясь преследований, в июне 1826 года покинул его, но был задержан в Тульской губернии и заключён по приказу императора Николая I в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.
Скончался монах Авель 29 ноября 1841 года, погребён в Суздале, за алтарём Никольской церкви Спасо-Евфимиева монастыря.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_марта #А__
18 марта
В 1959 году родился Люк БЕССОН (в Париже), популярный французский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, автор таких известных фильмов, как «Леон», «Пятый элемент», «Голубая бездна», «Такси», «Багровые реки».
* * * * *
Выходец из семьи инструкторов по подводному плаванию, он с самого детства готовился продолжить семейную традицию. Все детство Люк провёл на побережье Греции и Югославии, увлечённо занимаясь нырянием и подводной фотосъёмкой. Мечтой его было стать специалистом по дельфинам.
В 17 лет в результате несчастного случая он теряет возможность заниматься своим любимым делом.
Люк возвращается в Париж, смотрит много фильмов, работает на съёмочных площадках, на вспомогательных ролях. В 19 лет он уезжает в Голливуд, но, поработав там, возвращается на родину и идёт служить в армию.
Отслужив три года, он возвращается к кинематографу, сначала в качестве постановщика музыкальных клипов, а потом и как ассистент режиссёра в «большом» кино.
Наиболее широкое признание Люк Бессон получил после выхода на экраны его третьего фильма «Подземка», за который он был номинирован на «Лучший фильм на иностранном языке» Британской киноакадемии в 1986 году.
Люк Бессон является создателем кинокорпорации «EuropaCorp», так называемого «Европейского Голливуда». Для всех фильмов Бессона (кроме фильмов «Ангел-А» и «Малавита») музыку записывал кинокомпозитор Эрик Серра.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_марта #Б__
18 марта
В 1866 году родился Янис РОЗЕНТАЛС (в Салдусской волости Курляндской губернии), один из первых профессиональных латышских художников, был в числе создателей латышской национальной школы живописи.
* * * * *
Учился в Рижской школе Немецкого общества ремесленников. Окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге с дипломной работой «Из церкви» (под руководством В. Маковского).
Преподавал в художественной школе В. Блума, Рижском городском художественном училище, руководил частной художественной студией, художественными отделами журналов. С 1894 года принимал участие в выставках. Был членом петербуржского кружка латышских художников «Рукис».
В ноябре 1902 года в Риге Янис Розенталс познакомился с финской певицей Элли Форсселл, которая стала его музой и женой. Известная в нескольких вариантах картина Розенталса «Мать и дитя» выполненная в манере христианской иконографии изображает его жену, кормящую ребёнка. Первая мировая война прервала их жизнь в Риге и в 1915 году они переехали в Финляндию.
Розенталс работал в широком творческом диапазоне. Помимо живописи и графики — серия портретов писателй и художников, цикл рисунков выполненных на острове Капри. Он автор мозаичного панно на фасаде дома Рижского латышского общества, алтарной росписи Новой церкви Гертруды и картины «Иисус на кресте» в ризнице лютеранской Церкви Святого Иоанна Крестителя, книжных и журнальных иллюстраций.
Художник публиковал материалы по истории искусства и критические статьи.
Скончался Янис Розенталс 26 декабря 1916 года в Хельсинки. В 1920 году прах художника был перезахоронен на рижском Лесном кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_марта #Р__
18 марта
В 1578 году родился Адам ЭЛЬСХАЙМЕР (во Франкфурте-на-Майне), немецкий живописец и гравер.
Адам Эльсхаймер был учеником Филиппа Уффенбаха, однако испытал в юности сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха. С 1600 постоянно жил в Риме, где и достиг известности; был дружен с Рубенсом, Паулем Брилем и Питером Ластманом, впоследствии учителем Рембрандта.
Картины Эльсхаймера - в основном пейзажи небольшого размера со сценами на библейские или мифологические сюжеты. В последние годы жизни художник отдавал предпочтение ночным пейзажам, скорее лирического, чем драматического характера.
Эльсхаймер писал мало и оставил немного картин, которые тем не менее высоко ценились ещё при его жизни художниками и коллекционерами, особенно за искуснейшее мастерство тончайшей разработки светотени.
О творчестве художник был оставлен весьма лестный отзыв:
«Писал преимущественно небольшие, тщательно оконченные картины на темы из священной истории и мифологии, давая в них одинаково важную роль и человеческим фигурам, и пейзажу, и стремясь точно воспроизводить разнообразные эффекты красок, воздушной перспективы и света. Кроме пейзажей с фигурным, иногда очень обильным стаффажем, из-под его кисти изредка выходили картинки, изображающие сцены в закрытых помещениях, с красиво разыгранным освещением. Старание Э. передавать впечатления природы точно и поэтично при тесной связи пейзажных мотивов с фигурами было новизной в тогдашней живописи, а потому этот мастер не замедлил обратить на себя необыкновенное внимание в кругу римских художников и, заняв среди них видное место, оказал большое влияние как на многих из их числа, так и на посещавших Рим нидерландских живописцев, а через них и на голландскую школу XVII столетия».
16 июня 1609 года около 21.45 Адам наблюдал в окрестностях Рима звёздное небо в подзорную трубу. Свои наблюдения он запечатлел на картине «Бегство в Египет», которая находится в мюнхенской пинакотеке. Это выяснили ученые Немецкого музея в 2005 году. Луна и звёзды млечного пути, изображенные на картине, соответствуют широте Рима.
Скончался Адам Эльсхаймер 11 декабря 1610 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_марта #К__
18 марта
В 1913 году родился Рене КЛЕМАН (в Бордо), французский режиссёр, сценарист, продюсер, фильмы которого определяли лицо послевоенного французского кинематографа до наступления «Новой волны».
Он изучал архитектуру в Школе изящных искусств, но заинтересовался анимационным кино и в 1936 году снял короткометражный фильм с Жаком Тати в главной роли. В предвоенные годы снимал рекламные ролики, принимал участие в движении Сопротивления.
Тема войны занимала ведущее место в творчестве Клемана, начиная с его первых полнометражных фильмов, отмеченных влиянием итальянского неореализма: «Битва на рельсах» (1946, премия Каннского фестиваля), «У стен Малапаги» (1949, премия «Оскар»). Вновь режиссёр вернулся к ней в своем самом значительном произведении – проникновенном рассказе о военных буднях детей – «Запрещённые игры» (1952, «Золотой лев», премия «Оскар», премия «BAFTA»).
В 1956 году Клеман под названием «Жервеза» экранизировал роман Золя «Западня»; фильм был удостоен «Золотого льва» на Венецианском фестивале. Не менее благожелательную прессу получил его триллер «На ярком солнце» (1960), с которого началась звёздная карьера Алена Делона.
Однако самый амбициозный проект Клемана – эпическая фреска об освобождении французской столицы «Горит ли Париж?» (1966), – оставил равнодушными и зрителей, и критиков несмотря на суперзвёздный актёрский состав и сценарий, над которым работали Гор Видал и Фрэнсис Форд Коппола.
Разочарованный кассовыми неудачами и отрицательными отзывами критиков, Клеман в 62 года завершил свою кинокарьеру и поселился в Ментоне на Лазурном Берегу. Его последними картинами были экранизации детективов Себастьяна Жапризо. Из их числа «Пассажир дождя» (1969) был удостоен премии «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм.
Молодые критики поносили Рене Клемана за беспринципность и холодный техницизм, сценаристы ненавидели за коренные переделки сюжетов, левая интеллигенция презирала за космополитическую расчетливость. Зато его любили зрители и называли в опросах лучшим режиссером Франции. Блестящий профессионал, Клеман умело сочетал традиции европейского и американского кино. Среди коллег он имел репутацию непримиримого и строгого режиссера.
Скончался Рене Клеман 17 марта 1996 года в Монте-Карло, лишь дня не дожив до своего 83-летия.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_марта #К__
18 марта
В этот день 1965 года состоялся первый в мире выход человека в открытый космос.
Им стал советский космонавт, 30-летний майор ВВС Алексей Архипович Леонов.
Двухместный космический корабль «Восход-2» с экипажем в составе Павла Беляева и Алексея Леонова вышел на орбиту Земли, имея задание провести новый эксперимент – выход человека в открытое космическое пространство. Эта миссия была важной вехой советской лунной программы.
(более подробную информацию об этом событии смотрите через НАВИГАТОР – наберите «18 марта»)
* * * * *
Здесь же Вашему вниманию представлены работы космонавта Алексея Архиповича Леонова как художника космической тематики и пейзажей.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_марта
18 марта
В 1980 году родился Алексей Константи́нович Ягудин (в Ленинграде), заслуженный мастер спорта России, Олимпийский чемпион 2002 года, единственный россиянин, ставший четырёхкратным чемпионом мира (1998, 1999, 2000 и 2002 годы), трёхкратный чемпион Европы (1998, 1999, 2002 годы), двукратный победитель финалов Гран-при по фигурному катанию, и двукратный чемпион мира среди профессионалов.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_марта
18 марта
В 1844 году родился Николай Андреевич Римский-Корсаков (в Тихвине), русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик.
Музыкальные способности мальчика проявились рано, но по семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге.
Имея склонность к музыке, брал уроки у пианиста Канилле, а тот в 1861 году познакомил юношу с Балакиревым, впоследствии главой группы русских композиторов – «Могучей кучки», оказавшего решающее воздействие на формирование личности Николая Андреевича и его эстетических взглядов.
В 1862-65 годах связи Римского-Корсакова с петербургской музыкальной жизнью были прерваны, поскольку он, в качестве выпускника Морского корпуса, должен был отправиться в трёхгодичное дальнее плавание. В свободное время он занимался сочинением музыки и по возвращении представил Балакиреву свою первую симфонию. Успех симфонии вдохновил автора – за ней последовали «Садко» и «Сербская фантазия», а затем и опера «Псковитянка», которая была поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году.
С 1870-х годов расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Санкт-Петербургской консерватории, инспектором духовых оркестров Морского ведомства, директором Бесплатной музыкальной школы, дирижёром симфонических концертов, а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования своей композиторской техники стала его Симфония № 3.
В этот период им написаны оперы «Майская ночь», «Снегурочка» и др. Некоторые фрагменты которых становились самостоятельными произведениями, например «Дубинушка».
Опера «Садко», будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене, повторила петербургский успех. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на слова А. Пушкина. Затем была написана «Царская невеста».
Успешно строилась и симфоническая деятельность Римского-Корсакова. Из его произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров «а капелла», сборник русских народных песен и несколько небольших духовных произведений.
Он произвел переоркестровку оперы «Борис Годунов» и некоторых других сочинений Мусоргского, принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского.
Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. Причем под воздействием новых настроений в русском обществе она начинает приобретать идейный смысл. Ирония в «Сказке о царе Салтане» уступает место политической аллегории в «осенней сказочке» «Кащей Бессмертный» и бичующей сатире в «Золотом петушке».
Заслуги его как педагога также велики – им воспитано около 200 композиторов, среди которых А. Глазунов, А. Аренский, И. Стравинский, А. Лядов, С. Прокофьев. Он автор учебника «Основы оркестровки», двух учебников по гармонии, многочисленных музыкальных произведений.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_марта
18 марта
В этот день 1965 года состоялся первый в мире выход человека в открытый космос.
Им стал советский космонавт, 30-летний майор ВВС Алексей Архипович Леонов.
Двухместный космический корабль «Восход-2» с экипажем в составе Павла Беляева и Алексея Леонова вышел на орбиту Земли, имея задание провести новый эксперимент – выход человека в открытое космическое пространство. Эта миссия была важной вехой советской лунной программы.
Для обеспечения выхода в открытый космос в НПО «Звезда» создали специальный скафандр «Беркут». Он был вентиляционного типа и расходовал около 30 литров кислорода в минуту при общем запасе в 1666 литров, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. А сами тренировки по выходу в открытый космос проводились в самолете Ту-104, где был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину.
Алексей Леонов выбравшись через гибкую шлюзовую камеру в открытый космос, легким толчком отделился от корабля и плавно отплыл в сторону на длину троса-фала, соединявшего его с кораблем. Общее время первого выхода составило 23 мин. 41 сек, из них пребывание вне космического корабля 12 мин. 9 сек.
Свободный полёт человека над планетой Земля могли наблюдать миллионы телезрителей.
Перед возвращением на корабль космонавт снял с кронштейна киноаппарат, намотал на руку фал и стал входить в шлюз. Но из-за разности давлений скафандр раздулся, увеличившись в размерах, и сильно мешал движениям космонавта, что, в частности, сильно затруднило Леонову возвращение на «Восход-2». В условиях дефицита времени ему всё-таки удалось «протиснуться» внутрь космического корабля.
* * * * *
Первым американским астронавтом, вышедшим в открытый космос, стал Эдвард Уайт во время полёта на корабле «Джемини-IV» 3 июня 1965 года. Поскольку корабли серии «Джемини» не имели шлюзовой камеры, для выхода экипажу пришлось полностью разгерметизировать кабину корабля.
Первой женщиной, вышедшей в космос, была Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции «Салют-7».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_марта