15 мая
1923 года родился Ричард АВЕДОН (в Нью-Йорке), всемирно известный американский фотограф.
Портреты, выполненные им, обманчиво просты. Нейтральный, чаще белый, фон и незатейливая композиция мало объясняют гипнотизирующее воздействие, которое оказывают его работы на зрителя. Такого эффекта невозможно добиться одной лишь техникой – здесь нужна искренняя заинтересованность фотографа в своей модели.
Ричард Аведон обладал кипучей энергией, редкой харизмой и удивительным человеческим очарованием. Фотографу удавалось принять участие в жизни каждого героя, внушить ему чувство собственной значимости. И человек, находящийся перед камерой, откликался – глазами, выражением лица, позой. Так зарождалась магия портретов Аведона, благодаря которой они стали классикой мировой фотографии.
* * * * *
Его предки эмигрировали из России в конце XIX века. Он учился в Колумбийском университете, затем в школе фотографии Алексея Бродовича, арт-директора журнала «Harper'sBazaar». В 1946 году основал собственную студию. В 1966 году начал работать штатным фотографом «Vogue», где работал до 1990 года.
В 1960-х годах фотографировал участников Движения за гражданские права, Антивоенного движения. Эти фотографии вошли в альбом «Avedon: The Sixties» наряду с фотопортретами Битлз, Дженис Джоплин, Фрэнка Заппа, Энди Уорхола, модели Твигги.
В 1976 году вышел альбом «Семья» с портретами представителей правительственной и деловой элиты. Альбом состоял из 69-ти черно-белых фотографий, среди которых были Джордж Буш, Генри Киссинджер, Рональд Рейган, Дональд Рамсфельд, а также члены семьи Кеннеди и Рокфеллеров. «Семья» была выставлена в Музее Метрополитэн в Нью-Йорке.
Серия фотографий «Американский Запад о простых американцах» – шахтёрах, нефтяниках, безработных была создана Аведоном в 1979-1984 годах. Он объездил 17 штатов и 189 городов США.
Излюбленный прием фотографа при портретной съемке – нейтральный, по преимуществу белый фон. Благодаря этому персонажи Аведона оказывались вне предметного контекста, который способен отвлечь зрителя от личности модели. Сам фотограф писал так: «Я всегда, с самого начала, пользовался белым фоном. Серый фон – только тогда, когда присущий ему викторианский романтизм входит в конфликт с объектом съемки, как это видно на примере Энди Уорхола, демонстрирующего свои шрамы. При работе с белым фоном очень трудно удержаться от того, чтобы графичность не вышла на первый план».
Скончался Ричард АВЕДОН 1 октября 2004 года в Сан-Антонио (штат Техас).
-----------------------------------------------—
Смотри подробнее «Фотограф Ричард Аведон. Гений портрета» по ссылке:
http://www.paninphotoschool.ru/articles/?art=69
-----------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_мая #А__
15 мая
В 1830 году родился Николай Васильевич НЕВРЕВ (в Москве), известный русский живописец и портретист, автор жанровых и исторических картин, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок (с 1881 года).
Его работами активно иллюстрировали ещё советские учебники по истории, поскольку кроме самого исторического события в лицах художник сумел передать драму происходящего, накал страстей, драму, душевную муку.
Например, его картина «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым». Радость молодого Петра и ужас на лице царицы Натальи, совершенно растерянный патриарх и хитрый Зотов. Столько ярких эмоций.
* * * * *
Выходец из купеческой семьи, он рано осиротел и рано начал работать, в молодости зарабатывал на жизнь как канцелярист. Лишь в 21 год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался в течение пяти лет в мастерской исторического и жанрового живописца М.И. Скотти. Но вынужден был оставить училище до срока в связи с тяжелым материальным положением, став свободным художником.
Ради хлеба насущного Николай Неврев начал писать портреты на заказ и очень скоро стал одним из самых популярных портретистов Москвы. Чтобы обзавестись собственным портретом, вельможи записывались к нему в очередь. Критики особо отмечали (в тот период) портрет М.И. Третьяковой, как образец глубокого проникновения художника в личность, отображение не только внешнего сходства, но и раскрытия глубинного личностного содержания.
В 1855 году за картину «Домашняя крестьянская сцена» Неврев получил от Императорской академии художеств звание неклассного художника. Широкая известность к нему пришла в середине 1860-х годов, когда он пишет ряд жанровых картин из русского быта – «Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах», «Воспитанница» и знаменитый «Торг. Из недавнего прошлого», получивший первую премию Общества любителей художеств.
В 1859 году Николай Васильевич получает звание классного художника. Живя в Москве, он более 40 лет дружил с П.М. Третьяковым, ездил с его семьёй в Киев и Одессу, исполнил по его заказу портрет М. Щепкина. С 1870-х годов Неврев был тесно связан с семьёй С.И. Мамонтова, входил в Абрамцевский художественный кружок. Художник много путешествовал по России, был в Закавказье, Крыму, Киеве, работал под Харьковом. Преподавал в МУЖВЗ. В 1898 году за известность на художественном поприще Николай Васильевич был удостоен звания академика. Неврев мог бы стать директором Третьяковской галереи, но отказался и из шумной Москвы переехал в небольшое имение Лысковщина Круглянского района, где творил почти девятнадцать своих лучших лет.
Как художник он был близок тематикой и обличительным настроем своих картин Василию Перову. Многие его произведения были запрещены для воспроизведения и показа на выставках как «неудобные в отношении содержания».
Последние годы жизни он испытывал сильную нужду. От отчаяния Николай Васильевич НЕВРЕВ 16 мая 1904 года застрелился в своём имении Лысковщина (Могилёвская губерния).
Полотна мастера украшают лучшие музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Киева, Саратова и Риги. Сейчас в Лысковщине работает его дом-музей, где туристы заново знакомятся с таинственной судьбой культового художника.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_мая #Н__
15 мая
В 1891 году родился Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ (в Киеве), русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
* * * * *
Выходец из семьи профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, от матери Михаил унаследовал любовь к музыке и книгам.
В 1909 году он окончил Первую киевскую гимназию, где были сосредоточены лучшие преподаватели Киева, и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».
После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме. Этот период жизни нашел отражение в «Записках юного врача».Документы свидетельствуют, что он был хорошим врачом, за год работы в Никольской больнице принял более 15 тысяч больных и успешно произвел многие хирургические операции.
В декабре 1917 года М. А. Булгаков впервые приехал в Москву к своему дяде, известному московскому врачу Н. М. Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач. В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»).
В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1926 году ОГПУ провело у писателя обыск, в результате которого изъяты рукопись повести «Собачье сердце» и личный дневник. Спустя несколько лет дневник был ему возвращён, после чего сожжён самим Булгаковым. Дневник дошёл до наших дней благодаря копии, снятой на Лубянке.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину, который смотрел её более 14 раз.В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но когда пьеса была запрещена, Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года), и до войны она больше не запрещалась.
Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы.
К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.
С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении «Театральный роман», материалом для образов которого стали многие сотрудники театра.
В 1938 году руководство МХАТ просит Булгакова написать юбилейную пьесу о Сталине, он дает согласие. Однако пьеса «Батум» тоже была запрещена. Известие о запрете постановки пьесы, возможно, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни ,первым признаком было резкое ухудшение зрения. Последние исправления в текст «Мастера и Маргариты» под диктовку Булгакова вносит Елена Сергеевна.
Скончался Михаил Афанасьевич Булгаков 10 марта 1940 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_мая #Б__
15 мая
В 1900 году родился Николай Павлович ОХЛОПКОВ (в Иркутске), русский советский актёр театра и кино, режиссёр, педагог, утвердивший в своем творчестве театр укрупненных поэтических форм и большого социального масштаба. Народный артист СССР (1948), пять раз становился лауреатом Государственной премии СССР.
Ученик и продолжатель традиций В. Мейерхольда. С 1943 года возглавлял Театр имени Маяковского.
Его постановкам были свойственны открытая театральность, метафорическое образное мышление, героика и насыщенная эмоциональностью патетика.
* * * * *
Окончил кадетский корпус, учился в Школе живописи, ваяния и зодчества, одновременно занимался в консерватории по классу виолончели. В 1917 году поступил в Иркутский театр как мебельщик-декоратор, а через год стал актёром этого театра.
В 1921 году Николай Охлопков поставил на городской площади Иркутска «массовое действо» в честь 1 Мая с участием войск. В 1922 году в иркутском Молодом театре поставил «Мистерию-Буфф» Владимира Маяковского, после чего был послан учиться в Москву.
С 1923 года Охлопков становится актёром Театра В.Э. Мейерхольда, одновременно продолжал учиться в ГЭКТЕМАСе (Государственные экспериментальные театральные мастерские). Для актера Николая Охлопкова были характерны: импровизационная манера игры, гибкая пластичность, яркая выразительность и эмоциональность, жизненная достоверность, мастерство перевоплощения.
В период 1930-37 годов возглавлял Реалистический театр в Москве. В 1938-43 годах — режиссёр и актёр Театра им. Евг. Вахтангова. С 1943 года главный режиссёр Московского театра Революции (позже Театр драмы; ныне Московский академический театр им. Вл. Маяковского).
Во время Великой Отечественной войны поставил спектакли «Фельдмаршал Кутузов» и «Сирано де Бержерак» в Театре Вахтангова, «Сыновья трёх рек» В.М. Гусева в Московском театре драмы.
Николай Охлопков занимался педагогической деятельностью, преподавал в ГИТИСе. В 1955-56 годах — заместитель Министра культуры СССР.
В 1962 году его имя было присвоено Иркутскому драматическому театру.
Скончался Николай Павлович Охлопков 8 января 1967 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_мая #О__
15 мая
В 1880 году родился Ян ШТУРСА (в городе Нове-Место-на-Мораве, край Высочина), чешский скульптор, один из основоположников современной чешской скульптуры.
Он является автором замечательных мемориальных монументов и скульптур, посвящённых памяти воинов, раненых и павших в сражениях I-й мировой войны, а также скульптурных портретов (бюстов) выдающихся деятелей чехословацкой политики, науки и культуры.
* * * * *
Первым обратил внимание на талант Яна Штурсы его школьный учитель рисования. По его рекомендации молодой Штурса поступил в школу каменотёсов и скульпторов в Горжице (1894–1898). После учёбы он работал в скульптурной мастерской братьев Зейдлеров в Берлине.
Через год Ян поступил в пражскую Академию изобразительных искусств. С 1908 года и до начала I-й мировой войны он работал в Академии изящных искусств ассистентом Й.В. Мысльбека, одного из крупнейших чешских скульпторов XIX столетия.
Во время войны скульптор был призван в армию. После тяжёлого ранения был эвакуирован на лечение; в 1916 году после присвоения ему звания профессора Академии изящных искусств был освобождён от воинской службы.
В Академии вначале возглавлял класс медалей, в 1919 году он стал преемником Й.В. Мысльбека, в 1922 году – ректором Академии.
Скончался Ян Штурса 2 мая 1925 года в Праге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_мая #Ш__
15 мая
В 1967 году родился Алексей Витальевич АРХИПОВСКИЙ (в Туапсе), российский балалаечник-виртуоз.
* * * * *
Окончил музыкальную школу по классу балалайки и Государственное музыкальное училище им. Гнесиных (отделение народных инструментов) в классе Валерия Евгеньевича Зажигина. В 1985 году стал лауреатом на 3-м Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах.
В 1998 году был приглашён в Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Л. Зыкиной.
В 2002-03 годах начинает сольную карьеру, сотрудничает с центром Стаса Намина, участвовал в проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на открытии Первого Кинофестиваля им. Андрея Тарковского в Иваново, открывал конкурс Евровидение 2009 года и Олимпийские игры в Ванкувере в Русском доме и т.п.
Участвовал как солист в фестивалях российской культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии, джазовых фестивалях в России и за рубежом.
В последние годы Алексей Витальевич гастролирует по России и странам ближнего зарубежья,
признан специалистами лучшим балалаечником России на сегодняшний день.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_мая #А__
15 мая
1878 года родился Константин Александрович ВЕЩИЛОВ (в Петербурге), русский художник.
В своей автобиографии он писал: «Первые уроки живописи я брал в Валаамском монастыре под руководством отца Луки, заведовавшего в то время росписью главного собора».
* * * * *
Обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1896); далее у И.Е. Репина: сначала, в школе княгини М. Тенишевой, затем в Петербургской Академии художеств. Репин среди своих талантливых учеников выделял Вещилова не только как любимого, но и как «личного ученика».
Экспонировать свои работы на столичных выставках Константин начал с 1902 года, будучи еще студентом; в это же время, с помощью Репина, он получил и первый большой заказ. Это была диорама «Основание Петербурга» (1903), написанная к 200-летнему юбилею города – не очень удачная картина. Значительно удачнее оказалась его дипломная работа «Иоанн Грозный после казанских побед».
Окончив Академию с золотой медалью, Вещилов получил одногодичную командировку в Рим, которая по его просьбе была увеличена ещё на год. После гибели художника В.В. Верещагина, Вещилову было поручено выполнение отдельных заказов Морского министерства.
Для усовершенствования своих познаний в истории Константин Александрович в 1908 году окончил Санкт-Петербургский археологический институт.
С 1911 года он состоял в должности художника Морского министерства, которое в течение многих лет со смерти А. Боголюбова было вакантным. Одна за другой им были написаны большие полотна, посвящённые морским сражениям русско-японской войны. В 1912 году он получил чин титулярного советника и отправился в длительное путешествие по Египту и Палестине – там он выполнил серию этюдов, предполагая использовать этот натурный материал для исторической композиции «Цезарь и Клеопатра».
Писал он также картины на сюжеты русской и мировой истории, бытовые композиции, портреты, пейзажи. Кроме того, Вещилов активно занимался сценографией, оформлял сцену, делал эскизы костюмов и декораций, для Театра Литературно-художественного общества (Суворинского), Театра музыкальной драмы. Заведовал декорационной частью Суворинского театра (с 1914).
Первая мировая война застала Вещилова в Италии. В результате, на Весенней выставке 1915 года художник выставил около 20 итальянских пейзажей. На Весенней выставке следующего года он показал преимущественно отечественный материал. В 1916 году А.В. Маковский и Р.А. Берггольц (впоследствии к ним присоединился А.Н. Бенуа) предложили Вещилова к избранию академиком Академии художеств, однако «при баллотировке было подано за удостоение /Вещилова звания Академика/ 14 голосов и 20 против удостоения».
Работы художника воспроизводились в журналах «Нива», «Огонек», «Родина» и «Солнце России».
В период НЭПа Константин Александрович приобретал на Петроградских аукционах предметы роскоши, выкупал некоторые свои произведения (например, этюды «Неаполитанский залив» и «Лодки»). Последней выставкой Вещилова в Советской России стала «Революция, быт и труд» (январь 1924), где он представил несколько работ эскизного характера: «Петроград во время представления “Гимна освобождения труда”», «Да здравствует Коминтерн! (Митинг в честь II-го Конгресса Коминтерна на стрелке Васильевского острова)». Вслед за этим он вместе с женой эмигрировал из России.
В начале 1928 года супруги поселились во Франции, где работы художника выставлялись на нескольких выставках.
В 1935 году Вещилов переселился в США, в Нью-Йорк. В 1937 году в Чикаго была организована выставка его работ. Кроме того, персональная выставка была организована в галерее «Метрополитен» в Нью-Йорке. В Нью-Йорке состоял членом общества бывших Русских Морских Офицеров в Америке.
Скончался Константин Александрович ВЕЩИЛОВ 23 апреля 1945 года в Нью-Йорке, скоропостижно, от разрыва сердца.
15 мая
В 1856 году родился Лаймен Фрэнк БАУМ (в Читтенанго, штат Нью-Йорк), американский писатель, «создатель» волшебной страны Оз.
Всемирно известный классик детской литературы, чьи книги были десятки раз экранизированы, породили множество подражаний и пародий.
* * * * *
Фрэнк, родившийся, имел очень мало шансов на то, чтобы вообще дожить до трех лет. Врачи обнаружили у малыша врожденный порок сердца. И спасти его может только спокойная, размеренная и счастливая жизнь, желательно не в большом городе, а сельской местности.
Он жил на ранчо, хотя у отца был свой дом в Нью-Йорке, большую часть времени посвящал прогулкам, причем в равной степени переносил и жару, и холод. Отец мог позволить, чтобы учителя сами приезжали к сыну, в школу Фрэнк не ходил. Он вскоре одолел всю отнюдь не маленькую библиотеку отца. Больше всего ему нравились Чарльз Диккенс и Уильям Теккерей. Диккенс к этому моменту был еще жив, так что все новинки, которые выходили из-под пера классика, тут же доставлялись Фрэнку.
В 17 лет будущий писатель стал выпускать журнал. Так как его вторым после книг увлечением была филателия, то страницы нового издания были посвящены истории марок, различным аукционам, а также путешествиям.
Сам Фрэнк Баум был поистине неугомонным – кем он только не работал в юности. Начинал с репортера, был директором книжного магазина, два года учился в военном училище, где испытал почти физическое отвращение к муштре. Потом стал продюсером ряда театров, несколько раз выходил на сцену, играя в спектаклях.
Баум писать сказки начал для своих детей. Первой книгой, которую он официально выпустил в 1899 году, были «Сказки дядюшки Гусака».
В 1900 году была опубликована наиболее известная за всю биографию Фрэнка Баум книга «Волшебник страны Оз»: это рассказ о маленькой девочке, унесенной торнадо на волшебную землю Оз (известная в России по пересказу А.М. Волкова под названием «Волшебник Изумрудного города»). В 1938 году был снят чрезвычайно популярный кинофильм.
Всего Баум написал о стране Оз 14 повестей, и возможно, он написал бы еще больше…
Скончался Лаймен Фрэнк Баум 6 мая 1919 года в Голливуде (штат Калифорния).
-----------------------------------------------------------------------
http://video.yandex.ru/users/serg-ryzhkov/view/99/
------------------------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_мая #Б__
15 мая
В 1845 году родился Илья Ильич МЕЧНИКОВ (в селе Ивановка под Харьковом), русский эмбриолог, бактериолог и иммунолог, Нобелевский лауреат по физиологии и медицине.
Илья блестяще учился в Харьковском лицее. Статья с критикой учебника по геологии, которую Мечников написал в 16 лет, была опубликована в московском журнале.
В 1862 году, окончив среднюю школу с золотой медалью, решает изучать структуру клетки в Вюрцбургском университете. Но оказавшись один в чужом городе без знания немецкого языка, Мечников решает вернуться в Харьковский университет, который окончил в 1864 году.
В последующие годы проходил стажировку в Германии у Р. Лейкарта и К. Зибольда. В 1867 году защитил диссертацию магистра, а через год и докторскую диссертацию в университете Петербурга.
В период 1870-82 годы работал профессором в Одесском университете. Одесса была идеальным местом для изучения морских животных. Мечников пользовался любовью студентов, однако растущие социальные и политические беспорядки в России угнетали его, и он, подав в отставку, переехал в Мессину (Италия).
В 1882 году Мечников открывает явление фагоцитоза и разрабатывает фагоцитарную теорию иммунитета. Издает множество трудов по бактериологическим вопросам.
В 1887 году Илья Ильич эмигрировал во Францию. Встреча с Луи Пастером в Париже привела к тому, что великий французский ученый предложил Мечникову заведовать новой лабораторией в Пастеровском институте. Он работал там в течение следующих 28 лет, продолжая исследования фагоцитов.
За свои работы в 1908 году Илья Мечников совместно с Паулем Эрлихом был удостоен Нобелевской премии в области физиологии и медицины за теорию фагоцитоза. Он положил начало современным исследованиям по иммунологии и оказал глубокое влияние на весь ход ее развития.
Великого ученого не стало 15 июля 1916 года в Париже после нескольких инфарктов миокарда. Илья Мечников завещал своё тело на медицинские исследования с последующей кремацией и захоронением на территории Пастеровского института, что и было выполнено.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_мая #М__
15 мая
1834 года родился Валерий Иванович ЯКОБИ /Якобий/ (в деревне Кудряково, Казанская губерния), русский живописец, профессор, академик, член академического Совета Императорской Академии художеств (АХ), один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).
* * * * *
Валерий Иванович поступил в Петербургскую АХ в 1856 году уже зрелым человеком. За его плечами была вся Крымская кампания, которую он прошел добровольцем Симбирского ополчения.
В 1860 году Якоби был удостоен малой золотой медали за картину «Светлый праздник нищего» – проникновенный рассказ о судьбе обездоленного.
Годом позже художник создает самое значительное из своих произведений – обличительную по направленности картину «Привал арестантов» (1861). В ней Валерий Якоби первым из русских художников обратился к теме царской каторги. С необычайной убедительностью представлены здесь самые различные социальные типы.
Получив право на заграничную поездку, он отправился в Европу; побывал в Германии, Франции, Италии и других странах, где, совершенствуя свое искусство, провел восемь лет (1861-1869).
Вернувшись в Россию, художник принял деятельное участие в организации ТПХВ. Но в 1872 году Якоби был исключен из числа его членов как отошедший от идеалов передвижничества. Консервативную позицию занял он и в АХ, где получил должность профессора.
Валерий Иванович выбирал темы преимущественно исторического жанра, создавая картины поверхностно-иллюстративного характера, внешне занимательные, но лишенные какого-либо идейного содержания («Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», «Ледяной дом» и др.).
В 1878 году живописец провел 6 месяцев в Париже в качестве комиссара при русском художественном отделе на Всемирной выставке и члена её международного жюри со стороны России.
Последние годы своей жизни художник провел отчасти в Санкт-Петербурге, но преимущественно же в Алжире и на юге Франции.
Скончался Валерий Иванович ЯКОБИ 26 мая 1902 года в Ницце (Франция).
15 мая
В 1926 году родился Владимир Константинович ТРОШИН (в пос. Михайловский, Уральская область), советский и российский певец, актёр театра и кино. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.
Известен, как исполнитель популярнейшей песни «Подмосковные вечера», впоследствии ставшей его визитной карточкой, а также своеобразным музыкально-поэтическим символом страны.
Голос Трошина – небольшой, низкий мягкий баритон. Поклонники артиста говорят об уникальном, всегда узнаваемом тембре и о задушевной, доверительной интонации исполнения.
* * * * *
В число студентов Свердловского театрального училища он был принят в 1942 году: тогда в составе бригад артистов он выступал в военных госпиталях.
В 1943 году в Свердловск прибыла специальная комиссия по набору талантливой молодежи в Школу-студию МХАТ. Это был первый набор после 21-летнего перерыва.
Из 280 человек московская комиссия отобрала четверых, в т.ч. и Владимира Трошина. Вместе с ним на 1-й курс Школы-студии МХАТ зачислили Михаила Пуговкина, Владлена Давыдова и Анатолия Вербицкого.
Свою первую роль во МХАТе – начальника штаба лейтенанта Масленникова – Трошин сыграл в 1946 году в пьесе Константина Симонова «Дни и ночи». А первой его творческой удачей стал дипломный спектакль «Молодая гвардия», где он играл главную роль – Олега Кошевого.
После окончания Школы-студии (1947) Владимир Трошин был принят в труппу МХАТа, которому он преданно прослужил более 40 лет. Еще во время учебы ярко проявились и его вокальные способности. Педагог по вокалу Наталья Куприянова часто говорила ему: «Вам, Володенька, надо идти в консерваторию – у вас настоящий голос». Но Трошин даже думать боялся о том, чтобы стать певцом, он был счастлив, что его взяли во МХАТ, и другой судьбы для себя не желал.
Учитывая музыкальный талант Трошина, в спектакли специально для него стали вводить вокальные номера. Актер прочно вошел в «основной состав» одной из лучших в мире театральных драматических трупп. Фантастическую популярность ему принесла роль придворного шута в спектакле «Двенадцатая ночь», премьера которого состоялась в 1954 году.
В 1955 году он начинает исполнять песни, созданные уже независимо от театра и кино. Звёздный час артиста-певца пробил после исполнения им песни «Подмосковные вечера».
В общей сложности Владимир Трошин исполнил более 2 тысяч песен; вышло около 700 записей певца и около 150 компакт-дисков с его участием. С концертами он не раз объехал всю Россию, много гастролировал за рубежом.
Скончался Владимир Константинович Трошин 25 февраля 2008 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_мая #Т__
15 мая
В 1848 году родился Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ (в селе Лопьял, Вятская губерния), великий русский художник и живописец.
Семья сельского священника Михаила Васильевича Васнецова была широко образованная – в ней много читали, рисовали, писали акварелью. Здесь и получили первое признание художественные наклонности будущего русского живописца Виктора Васнецова.
Он обучался в духовном училище, затем поступил в духовную семинарию в Вятке (её заканчивали отец, дед и прадед). В это же время юноша принимал участие в декорировании вятского кафедрального собора, иллюстрировал «Собрание русских поговорок» этнографа Николая Трапицина и написал свои первые картины «Жница», «Баба-Чертовка», «Молочница», которые благосклонно были приняты зрителями.
Виктор, с разрешения и благословения отца, в 1867 году уходит с последнего курса семинарии и поступает в Петербургскую Академию художеств. Начинается новый этап в его жизни – он знакомится с Репиным, Куинджи, Поленовым, Суриковым. В эти годы Васнецов выполнил около 200 иллюстраций к «Народной азбуке», «Солдаткой азбуке», к «Русской азбуке для детей», им были иллюстрированы сказки «Конёк-Горбунок», «Жар-птица», и др.
Современники хвалили Васнецова как «типиста» – замечательного рисовальщика, умеющего точно и ярко выразить характер модели. Рисунки Васнецова, выполненные выразительными и точными штрихами, имели большой успех. Его листы «Книжный лавочник», «Мальчик с бутылью вина» на Всемирной выставке 1874 года в Лондоне получили бронзовые медали. Это был большой успех для молодого художника.
Им написаны картины «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру», которые заявили о появлении Большого художника. Васнецов только ищет свой неповторимый васнецовский стиль.
В 1876 году он едет во Францию, набирается опыта в живописи, в технике рисования, а затем снова уезжает в Москву.
В 1880 году была закончена картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Многие не воспринимали ее, но поддержал Репин. Он считал, что это было новое направление в искусстве. Картину приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей галереи.
В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии художеств.
----------------------------------------------------
(смотри ПРОДОЛЖЕНИЕ ниже)
----------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_мая #В__
15 мая
В 1848 году родился Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ (в селе Лопьял, Вятская губерния), великий русский художник и живописец.
----------------------------------------------------
Продолжение. НАЧАЛО смотри выше
----------------------------------------------------
Самым значительным монументально-декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96 годы), в которых Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало.
Васнецову принадлежит главная роль в создании храмовой росписи Владимирского кафедрального собора – им исполнено 15 композиций и 30 отдельных фигур.
Виктор Михайлович расписывал главный неф Владимирского собора, в котором, кроме евангельских сюжетов, большое место занимают масштабные исторические композиции «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты канонизированных русских князей – Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги.
Кисти Васнецова принадлежит и центральная композиция в алтаре храма – «Богоматерь с Младенцем» – «в мерцающем золотом полусвете, на легких облаках, холодно и нежно освещенных зарей, Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу зрителям».
После 1905 года Васнецов примыкает к монархическому «Союзу русского народа», оформляя в славянских мотивах издания этой организации. Октябрьскую революцию Виктор Михайлович Васнецов, как убежденный монархист и славянофил, не принял.
В последний период жизни Васнецов был занят созданием 7 больших картин на темы русских сказок. Одновременно он продолжал писать портреты, которые всегда занимали особое место в творчестве художника.
Художник продолжал неустанно работать вплоть до своей кончины 23 июля 1926 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_мая #В__
15 мая
В 1956 году родилась Надежда Васильевна ПАВЛОВА (в Чебоксарах), советская и российская балерина, балетмейстер, педагог. Народная артистка СССР.
В 7 лет начала заниматься в хореографическом кружке при Доме пионеров. В 1966 году ее заметила комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одаренных детей, и Наде предложили обучаться в Перми.
На вступительных экзаменах педагоги высоко оценили ее исключительные профессиональные данные, и за новой воспитанницей закрепилась памятная характеристика: «если не произойдет ничего непредвиденного, она станет второй Павловой».
Со второго класса Надя участвует в концертах с номерами, поставленными для нее М. Газиевым: «Девочка и эхо», «Маленькая балерина», «Озорница», исполняет все детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета.
В 15 лет она становится лауреатом I-й премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а в 1973 году завоевывает Гран-при II-го Международного конкурса артистов балета в Москве. В эти годы Надежда Павлова часто гастролирует по стране и за рубежом, покоряя легким дыханием своего танца зрителей Италии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Франции и США.
В 1975 году она открывает свой второй сценический период уже как солистка Большого театра. Ее постоянным партнером на протяжении десятилетия будет Вячеслав Гордеев.
Надежда Павлова подготовила и исполнила такие ведущие партии, как Мари в «Щелкунчике» Ю. Григоровича, Геро в «Любовью за любовь» В. Боккадоро, Китри в «Дон Кихоте» под редакцией Р. Захарова, Фригия в «Спартаке» Ю. Григоровича, Эола в «Икаре» В. Васильева, принцесса Флорина и Аврора в «Спящей красавице» под редакцией Ю. Григоровича и др. И она вызвала на редкость щедрые отзывы коллег.
Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор, Надежда Павлова дает мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии. С 1992 по 1994 год – она художественный руководитель Театра балета Надежды Павловой, а в 1995 году – Ренессанс-балета. Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета.
Балерина снималась в главной роли советско-американского фильма «Синяя птица» режиссера Дж. Кьюкора и детективной киноленте «Сицилианская защита» В. Грахова.
Танец Надежды Павловой запечатлен в документальных фильмах «Асаф Мессерер» и «Дочери Отчизны», в телеверсии балета «Дон Кихот» (режиссер Е. Мачерет) и телефильме-балете Ф. Слидовкера «Поэмы» на музыку Листа.
Балерине посвящены фильмы «Танцует Надя Павлова» (режиссер В. Баранов), «Джульетта» (режиссер Б. Галантер), «Дуэт молодых» (режиссер В. Граве), «Надежда Павлова» (режиссер С. Конончук).
Надежда Павлова является самой молодой артисткой, носящей звание «Народный артист СССР» (удостоена в 28 лет).
В настоящее время живёт в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_мая #П__