11 марта
1934 года родился Евгений Александрович ГВОЗДЁВ (в Пинске), уникальный советский и российский яхтсмен, мореплаватель, один из великих и ярчайших за последние десятилетия путешественников. Его плавания вдохновили десятки российских яхтсменов. И новичков, и уже известных.
Он является символом того, что простой небогатый человек, выйдя на пенсию, может осуществить мечту своей жизни – совершить кругосветку даже при минимуме денег и без большого яхтенного опыта, но при огромном желании.
Гвоздёва можно назвать легендой российского парусного спорта. После выхода на пенсию он в одиночных и коллективных походах более 50 раз пересёк Каспийское море.
* * * * *
Отца Евгения арестовали в 1937 году, и он не вернулся из сталинских лагерей. Мать погибла во время фашистской бомбежки. Воспитывала будущего путешественника дальняя родственница. С 1949 года Гвоздев жил в Махачкале. Он окончил мореходное училище в Астрахани и 35 лет плавал судовым механиком на крупных рыболовецких судах Каспия.
В конце 1970-х годов он увлекся яхтенным спортом. За два года упорного труда к лету 1979 года Гвоздёв самостоятельно построил однокорпусную парусную яхту, переделанную из списанного «вельбота» (быстроходная шлюпка на 4-8 веслах).
В период с 13 сентября по 20 октября 1979 года, впервые в истории Каспия, механик теплохода Махачкалинского морского порта Евгений Гвоздев в одиночку проделал путь Махачкала – Баутино – Шевченко Красноводск Баку на своей яхте «Гетан».
7 июля 1992 года он на яхте «Лена» (класс «микро», длина всего 5,5 метров) из Махачкалы отправился в свое первое одиночное кругосветное плавание. 19 июля 1996 года путешествие было благополучно окончено.
С мая 1999 по август 2003 года Евгений Гвоздев провел второе кругосветное плавание на сверхмалой яхте «Саид» длиной всего 3,7 метра.
В свое третье кругосветное путешествие 74-летний мореплаватель отправился из Новороссийска 19 сентября 2008 года на яхте специальной постройки «Гетан II», но, к сожалению, завершить его не удалось…
Погиб Евгений Александрович ГВОЗДЁВ 2 декабря 2008 года неподалеку от побережья Италии, попав в Неаполитанском заливе в сильный шторм. Похоронен был на русском воинском кладбище в Махачкале.
Море было его страстью, смыслом и образом жизни. Он мало думал об удобствах и радостях «сухопутного» существования. И, как отмечали его друзья, кажется, он как будто боялся уйти из жизни на берегу, а хотел покинуть эту землю как настоящий моряк.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_марта #Г__
11 марта
1823 года родился Альфред Эмиль-Леопольд СТЕВЕНС (в Брюсселе, Бельгия), знаменитый художник академического направления. Кавалер французского Ордена Почётного легиона.
Хотя он родился в Бельгии, его считают французским художником.
Своими работами, посвящёнными яркой парижской жизни, Стевенс завоевал большую популярность и положительные рецензии в печати. Особенно ему удавались изображения красивых женщин, молодых людей; в то же время иногда писал и пейзажи, аллегорические полотна.
* * * * *
Выходец из семьи французского офицера, страстного коллекционера картин, он унаследовал от него увлечение живописью. И именно отец определил Альфреда в мастерскую бельгийского профессора живописи Франсуа-Жозефа Навеза, который считался неплохим художником, стремившимся привить ученикам чувство единения с природой.
В 1844 году он уехал в Париж, где продолжил обучение в художественных мастерских Камиля Рокплана и Жана Огюста Энгра. Одной из первых картин, привлекших внимание критиков, стало полотно «Молодая девушка читает». Для Стевенса наступило время процветания: все его картины успешно продавались и его заслугой является то, несмотря на искушение деньгами, он не превратился в ремесленника от живописи и продолжал творить.
Альфред Стевенс был художником одной темы: он писал светских женщин, преимущественно парижанок. Это портреты или жанровые сцены; притом героини – всегда молодые и модно одетые дамы. Иногда с собачкой, реже – с ребенком. И это действительно виртуозные работы.
Он участник многих международных выставок – в Антверпене, Париже, Брюсселе.
Прожив в Париже много лет, Альфред Стевенс вернулся на родину лишь за несколько лет перед смертью. После возвращения на родину он выполнял заказы бельгийского короля Леопольда II.
Скончался Альфред Эмиль-Леопольд СТЕВЕНС 29 августа 1906 года в Брюсселе.
11 марта
В 1726 году родился Василий Яковлевич ЧИЧАГОВ (в Костромской губернии), русский флотоводец и мореплаватель екатерининской эпохи, носивший с 1782 года чин адмирала.
Отец адмирала Павла Чичагова, вошедшего в историю как первый морской министр России и активный участник Отечественной войны 1812 года.
* * * * *
Происходил из дворянского рода. Обучался первоначально в Школе навигацких наук, затем получил дополнительное образование в Великобритании на королевском флоте. В 16 лет поступил на службу в российский флот.
В 1764 году был назначен помощником главного командира Архангельского порта. Находясь на этой должности, дважды отправлялся в «секретные экспедиции» на трёх кораблях из порта Кола к Камчатке и Северной Америке, имевшими целью обнаружение «морского прохода Северным океаном в Камчатку» (проект академика М.В. Ломоносова).
Впоследствии Чичагов занимал пост главного командира Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов. Во время Русско-турецкой войны в 1772-74 годах Чичагов командовал одним из отрядов Донской флотилии, которая обороняла Керченский пролив. В 1782 году получил звание адмирала.
После смерти адмирала С.К. Грейга, Екатерина II назначила Чичагова командующим флотом во время войны со шведами. В этой должности он одержал победы над превосходящими силами противника в Эландском, Ревельском и Выборгском сражениях, взяв при этом в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, в т.ч. шведского контр-адмирала. Эти победы принудили шведского короля Густава III к скорому заключению мира.
С именем Василия Чичагова связан известный исторический анекдот, согласно которому во время аудиенции у Екатерины II адмирал, рассказывая о выигранном сражении, так увлекся, что, позабыв об этике и правилах приличия, начал обильно материться, ругая шведов. Опомнившись, Чичагов смутился и принялся просить прощения, но Екатерина тактично сделала вид, что не поняла непристойных выражений, сказав: « Ничего, Василий Яковлевич, продолжайте; я ваших морских терминов не разумею».
Вышел адмирал в отставку в 1797 году.
Скончался Василий Яковлевич Чичагов 4 июня 1809 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Надпись на надгробном памятнике, сочинённая лично Екатериной II, гласит: "С тройною силою шли шведы на него. Узнав, он рек: Бог защитник мой. Не проглотят они нас. Отразив, пленил и победы получил".
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_марта #Ч__
11 марта
В 1783 году родился Тимофей Алексеевич ВАСИЛЬЕВ (в Санкт-Петербурге), русский художник, живописец-пейзажист, ученик Ф. Алексеева в Петербургской Академии художеств и впоследствии ее академик.
* * * * *
С 1764 года при Императорской Академии художеств действовало Воспитательное училище, в которое принимали пяти-шестилетних детей. Именно Воспитательное училище прошел Тимофей Алексеевич Васильев (1788—1803). Он получил малую золотую медаль за программную картину «Юпитер наказует одно селение, кроме Филемона и Бавкиды». В 1803 году Васильев удостаивается аттестата 1-й степени со шпагой.
В 1804 году он был отправлен, в качестве рисовальщика, с экспедицией графа Ю. Головкина в Китай, провел два года в Сибири и собрал там богатый запас материалов для многочисленных видов этого края. За написанное в 1807 году полотно «Вид города Селенгинска» удостоен звания академика.
В дальнейшем продолжал писать городские и сельские пейзажи, в том числе и с видами сибирских земель. Был советником Академии художеств по пейзажной живописи с 1815 года, а в период 1818-24 годов занимал должность инспектора Академии.
Скончался Тимофей Алексеевич Васильев 13 ноября 1838 года в Санкт-Петербурге.
Его работы имеются в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_марта #В__
11 марта
В 1921 году родился Астор ПЬЯЦЦОЛЛА (в городе Мар-дель-Плата), аргентинский музыкант и композитор, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки.
Является родоначальником стиля, получившего название «Танго Нуэво» («nuevo tango»).
На родине был известен как «Великий Астор».
* * * * *
Детство он провел в Нью-Йорке, где научился игре на аккордеоне, тут же брал уроки у ученика Рахманинова – венгерского композитора Белы Вильда. Известен также как непревзойденный мастер игры на бандонеоне (разновидность гармоники); свои произведения часто исполнял с различными музыкальными коллективами.
Астор снялся в эпизодической роли в фильме «День, когда ты меня полюбишь» (1935); через 2 года он возвращается в Аргентину, играет в клубах с разными музыкантами. Пьяццолла берет уроки у Альберто Хинастеры, а в 1946 году собирает свой первый оркестр «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр».
Его первое произведение «Портовая рапсодия» выходит в 1950 году в США, а симфония «Буэнос-Айрэс» в 1953 году удостоена премии Фабиана Севицкого.
В 1952 году Астор Пьяццолла удостаивается премии композиторов Франции, правительство же страны предоставляет дарованию стипендию для обучения в Париже у Нади Буланже.
По окончании учебы Астор Пьяццолла создает 2 ансамбля – Струнный Оркестр и Октет Буэнос-Айреса; творчество этих оркестров производит настоящую бурю в мире музыки.
Астор Пьяццолла – один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои произведения. В последние 10 лет жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как «Пираньи» (Луис Берланга), «Генрих IV» (Марко Белоккьо), «Свет» (Жанна Моро), «Армагеддон» (Ален Жесуа), «Юг» и «Ссылка Гарделя» (Фернандо Соланас), а также музыку к театральным спектаклям и балетам.
В Италии жюри удостоило Пьяццоллу I-ой премии за лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание».
В феврале 1993 году в Лос Анжелесе Астор Пьяццолла был номинирован на премию «Грэмми» 1992 года за произведение «Oblivion» в категории «Лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала «Oblivion» как одно из лучших произведений композитора.
Скончался Астор Пьяццолла 4 июля 1992 года в Буэнос-Айресе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_марта #П__
11 марта
1544 года родился Торквато ТАССО (в Сорренто), великий итальянский поэт позднего Возрождения, автор поэмы «Освобождённый Иерусалим» (1575).
* * * * *
Выходец из аристократической семьи (его отец, филолог и поэт Бернардо Тассо, был секретарем принца Салернского), Торквато получил блестящее образование и с детства находился при дворе.
В городе Урбино он был компаньоном юного сына герцога, в атмосфере урбинского двора проникся идеалами рыцарской чести и куртуазного поведения. Там же усердно занимался древними писателями, особенно Вергилием и Гомером.
В 1560 году отец отправил Торквато изучать юриспруденцию в Падую, где юноша попал под влияние Ш. Гонзага, С. Сперони и К. Сигонио и пристрастился к философии и литературной теории. Там же начал публиковать стихи и написал фантастическую эпическую поэму «Ринальдо» (1562), где рисуется идеальный рыцарь, руководимый честолюбием и любовью к даме.
Окончив университет летом 1565 года, Тассо по приглашению кардинала Луиджи Д'Эсте (брата герцога Феррарского, Альфонсо II) прибыл в Феррару и поступил к нему на службу.
После недолгой поездки в Париж в 1570-1571 годах Тассо стал придворным поэтом герцога Альфонсо. Его любовная лирика того времени адресована придворным дамам. За несколько недель он написал пятиактную пасторальную драму «Аминта», которая в 1573 году с большим успехом была представлена при дворе.
Окрыленный автор в 1575 году завершил работу над своим шедевром – эпической поэмой «Освобожденный Иерусалим». Напряженная работа расстроила душевное здоровье поэта: его мучили мысли о собственной греховности, развилась мания преследования. После нескольких бурных нервных срывов его заключили в госпиталь св. Анны, где он провел 7 лет. Ходила молва, будто истинная причина заточения – любовь Тассо к сестре герцога Леоноре д'Эсте. К судьбе Торквато Тассо часто обращались романтики (И.В. Гёте, Дж.Г. Байрон), а сам поэт стал символом непризнанного гения.
В 1586 году Тассо освободили из госпиталя-тюрьмы. В последующие годы он жил у различных покровителей, включая своего первого биографа Дж.Б. Мансо и кардиналов Пьетро и Чинтио Альдобрандини, которым посвятил «Завоеванный Иерусалим» – исправленную переработку «Освобожденного Иерусалима».
Скончался Торквато ТАССО 25 апреля 1595 года в Риме, похоронен в Трастевере, в церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо.
* * * * *
Литературное наследие Тассо, помимо упомянутых работ, включает большое число сонетов и других стихотворений, многочисленные письма, трагедию «Король Торрисмондо», религиозную поэму «Сотворённый мир» и трактат «Рассуждение о поэтическом искусстве».
11 марта
В 1926 году родился Георгий Александрович ЮМАТОВ (в Москве), советский и российский киноактёр. Народный артист РСФСР.
Со школьных лет он мечтал стать только моряком и для осуществления этой своей мечты приложил максимум сил: стал круглым отличником, увлёкся боксом, атлетикой и даже верховой ездой.
В 1941 году поступил в военно-морскую школу, а уже через год Георгий Юматов был зачислен юнгой на торпедный катер «Отважный»; в 1943 году стал рулевым. В составе частей Азовской и Дунайских флотилий, принимал участие в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта, Вены, где и встретил победу в мае 1945 года.
Отличился в боях за Вену, при штурме знаменитого Имперского моста. За этот бой был награждён уникальной матросской медалью Ушакова. За время Великой Отечественной войны несколько раз был ранен и контужен. Награждён Орденом Отечественной войны 2-й степени и рядом медалей.
В 1945 году, в Москве, случайно встретился с Григорием Александровым, который после пятиминутной беседы пригласил его на съёмки в эпизодической роли в фильме «Весна». С легкой руки Александрова и попал Георгий Юматов в советское кино, стал актёром киностудии «Мосфильм».
Когда Сергей Герасимов набирал во ВГИКе свой первый курс, Александров порекомендовал ему молодого актёра и лично отвёл в Театр Киноактёра, а позже взял в свою картину «Молодая гвардия».
Известность к актеру пришла в 1956 году с выходом на экраны фильмов «Разные судьбы», поставленного Леонидом Луковым, и «Они были первыми», снятого Юрием Егоровым.
Георгий Юматов боготворил кино, обожал съемки, души не чаял в съемочной площадке. «Жестокость», «Очередной рейс» – это одни из многих фильмов, которые сделали Юматова одним из самых знаменитых и любимых актеров советского кино.
Сыгранная им в картине «Офицеры» роль красного командира Алексея Трофимова, – немногословного, не требующего никаких наград и жизненных удобств, всю жизнь кочующего с места на место, так и не привыкшего «постоять за себя и выговорить в мирной жизни теплое местечко», но зато сознающего высокую честь своей профессии, – стала одной из лучших в творческой биографии актера.
До 1994 года – актёр Театра-студии киноактёра.
Скончался Георгий Александрович Юматов 4 октября 1997 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
* * * * *
9 декабря 2013 года в Москве, на Фрунзенской набережной, открыт памятник героям фильма «Офицеры». Скульптура воспроизводит одну из сцен фильма – встречу после долгой разлуки двух боевых товарищей – Алексея Трофимова (Георгий Юматов) и Ивана Вараввы (Василий Лановой), супруги (Алина Покровская) и внука Трофимовых.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_марта #Ю__
11 марта
В 1818 году родился Мариус Иванович ПЕТИПА (в Марселе), французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.
Француз по происхождению, он приехал в Россию в 1847 году и, прожив здесь 63 года, 60 из них посвятил петербургскому балету. Балет конца XIX века часто называют эпохой Петипа.
Общее образование Мариус получил в Брюсселе, куда были приглашены работать его родители. Одновременно с посещением колледжа учился игре на скрипке в консерватории и балетному искусству у своего отца, затем занимался в Париже со знаменитым «богом танца» XVIII века Огюстом Вестрисом.
Первой исполненной им партией была роль мальчика из Савойи в балете «Танцемания» (постановка Ж.А. Петипа по хореографии П. Гарделя). Работал балетмейстером в Нанте. В молодости гастролировал с отцом, выступая во Франции, в США и Испании.
По приглашению российских властей Мариус Петипа в 1847 году приехал в Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России – сначала как солист балета и педагог, а с 1862 года – как балетмейстер. В период 1869-1903 годов занимал должность главного балетмейстера. В 1894 году получил российское подданство.
В своих балетах он воспевал большое, готовое на самопожертвование чувство, утверждал непобедимость добра и света, напоминал об опасности, которую несут людям силы зла, говорил об аморальности предательства и измены. Эти качества Петипа как художника-мыслителя особенно ярко раскрываются в произведениях, родившихся в результате его творческого содружества с П.И. Чайковским («Лебединое озеро», совместно с Я.И. Ивановым; «Спящая красавица») и А.К. Глазуновым («Раймонда»). Работая с великими русскими композиторами, Мариус Петипа новаторски подошел к воплощению их гениальных партитур.
Оба композитора высоко ценили знания и опыт балетмейстера. Чайковский называл его «добрым другом и сотрудником», о чем свидетельствует их переписка. Глазунов также с большим уважением относился к мастеру, внимательно прислушивался в процессе работы над балетом к его указаниям и советам.
Скончался Мариус Иванович Петипа 14 июля 1910 года в Гурзуфе, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.
* * * * *
За свою долгую жизнь в искусстве он поставил свыше 60 оригинальных хореографических полотен (среди них – «Дочь фараона», «Баядерка», «Дон Кихот» и др.), не считая возобновлений произведений других авторов и постановок отдельных танцевальных сцен и эпизодов в оперных спектаклях.
Мариус Петипа сохранил для потомков балеты своих предшественников: постановки Ф. Тальони, Ж. Перро, Ж. Мазилье, А. Сен-Леона. Среди них: «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Коппелия» и др.
Благодаря ему русский балет к началу XX века был лучшим в мире, а Мариинский театр до сих пор называют «домом Петипа».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_марта #П__
11 марта
1950 года родился Роберт «Бобби» МАКФЕРРИН-младший /Robert «Bobby» McFerrin/ (в Нью-Йорке), американский джазмен, артист-импровизатор и дирижёр, уникальный «человек-оркестр», 10-кратный лауреат премии «Грэмми».
Его песня «Don’t Worry, Be Happy» в 1988 году стала хитом № 1.
* * * * *
Родители Роберта были оперными певцами, сам он с детства увлекался музыкой – учился игре на кларнете и фортепьяно. Работал аккомпаниатором, был приглашен в джазовый коллектив Джона Хендрикса.
В качестве вокалиста дебютировал в 1977 году. Важную роль в жизни музыканта сыграл комик Билл Косби, который в 1980 году на джазовом фестивале организовал его вокальный дебют, имевший внушительный успех.
Первый альбом музыканта вышел в 1982 году и сразу отметился в топе джазового чарта. Его следующая пластинка «The Voice» (1984), стала первым джазовым альбомом, записанным без единого музыкального инструмента – в стиле а,капелла.
Мировую известность МакФеррину принесла композиция «Don’t Worry, Be Happy» («Расслабься, будь счастлив!») в 1988 году.
На пике своей популярности он вдруг изменил круг своих интересов и стал брать уроки дирижирования. В 1990 году он выступил дирижёром Симфонического оркестра Сан-Франциско, за которым вскоре последовали оркестры Нью-Йорка, Чикаго, Лос-Анджелеса, Лондона и др.
Бобби МакФеррин является одним из чудес современного музыкального мира. Он – один из самых известных импровизаторов и новаторов в мире вокала, всемирно признанный дирижер, человек, у которого есть свое мнение относительно музыкального образования.
С диапазоном голоса в 4 октавы и широким набором вокальных техник, МакФеррин не просто певец: он последний человек эпохи Ренессанса в мире музыки, вокальный исследователь, которому удалось объединить джаз, фолк и множество других мировых музыкальных течений – капеллу, хоровую и классическую музыку, – наполнив и окрасив их своим обаянием.
Обладая оркестровым восприятием музыки, для него не составляет труда пропеть партию, навеянную игрой трубы в джазовом стандарте «Round Midnight», сымитировать голосом партии флейты и виолончели в творениях Форе и Вивальди, или просто создать совершенно новые миры звуков.
Его записи были распроданы тиражом более 20 млн. копий, а совместные работы с Йо-Йо Ма, Чиком Кориа, Хэрби Хэнкоком, Венским Филармоническим Оркестром сделали его представителем равно как классической, так и джазовой музыки.
Кроме того, он работал с актером Джэком Николсоном, танцором Савионом Гловером, комиками Р. Вильямсоном и Б. Кристалом и, конечно же, со зрителями на концертах по всему миру.
В дополнение к его вокальным достижениям, МакФеррин в 1994 году был назначен творческим руководителем Saint Paul Chamber Orchestra.
11 марта
День Ромео и Джульетты
* * * * *
В этот день 1302 года, согласно Шекспиру, были обручены Ромео и Джульетта.
Образы двух легендарных влюбленных будут находить всё новые и новые воплощения в жизни до тех пор, пока на земле существуют разделяющие людей войны, предрассудки и фанатизм.
Мир увидел в Ромео и Джульетте любовь, призванную вечно напоминать нам, что человек задуман не для вражды и злобы.
В итальянской Вероне, где происходило действие пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта», популярность этих героев так велика, что вызвала появление Клуба Джульетты. Город притягивает к себе влюбленных со всего мира.
В дворике стоит бронзовая статуя шекспировской героини. По традиции, нужно прикоснуться к правой груди статуи, и тогда взаимность в любви будет обеспечена.
На стенах этого дома туристы оставляют бесчисленное количество надписей с желаниями.