9 ноября
1874 года родился Хулио РОМЕРО де ТОРРЕС (в Кордове), испанский художник эпохи реализма, один из самых известных испанских символистов, сын художника Рафаэля Ромеро Барроса.
«Легенда Кордовы», родившийся и умерший в Кордове – старинном андолусском городе, где в настоящее время существует посвященный ему и его творчеству музей.
Торрес написал довольно много портретов. Большое место в его творчестве занимает тема красоты андалусских женщин.
* * * * *
Выходец из семьи директора городского музея, он большую часть жизни провел в Кордове. По настоянию отца с 10 лет обучался в Школе искусств, где освоил основные направления живописи.
В 1906 году художник отправился в Мадрид для продолжения учебы. Оба эти места нашли наибольшее отражение в его картинах.
Он более чем уважаем в Испании, в частности его портрет был изображен на испанской купюре в 100 песет.
Скончался Хулио РОМЕРО де ТОРРЕС 10 мая 1930 года в Кордове.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_ноября #Р__ #Т__
9 ноября
В 1879 году родился Енё БОРИ (в Секешфехерваре), венгерский архитектор и скульптор, талантливый педагог, профессор, ректор Венгерской королевской школы рисования в 1943-45 годы (ныне Венгерский университет изобразительных искусств).
Автор памятников, целого ряда скульптур и мемориальных плит.
* * * * *
Выходец из семьи рабочего-слесаря, он обучался на факультете инженерно-строительной техники в университете Будапешта. В 1903 году Енё Бори поступил на скульптурное отделение в Венгерскую школу рисования, был учеником по отделению скульптуры у А. Штробля и живописи у Б. Секея.
Затем в течение двух лет путешествовал по Германии и Италии, знакомясь с искусством мраморной скульптуры. В это же время он познакомился со своей будущей женой, Илоной, которая также была художницей и ученицей Б. Секея.
С 1911 до 1946 года Енё Бори – профессор Венгерской королевской школы рисования. Во время I-й мировой войны он был призван в армию и назначен официальным военным художником в Сараево.
В период 1906-44 годов им создано более 185 произведений скульптуры, преимущественно в Секешфехерваре и Будапеште. Енё Бори участвовал в коллективных выставках, получил несколько национальных и международных премий.
Вершиной творчества архитектора считается построенный им замок в Секешфехерваре, который называют Замком вечной любви, т.к. Енё Бори посвятил это творение своей любимой жене Илоне.
Он строил его лично вместе с несколькими помощниками на протяжении сорока лет (1912-1959 гг., с перерывом во время войны), год за годом воздвигая стены и башни, ставшие символом его любви к супруге.
Замок Бори – единственная из архитектурных достопримечательностей Секешфехервара, созданная в XX веке. Здание выполнено в эклектичном стиле, но в то же время гармонично. Находится на северо-востоке города, вдали от центра. В его силуэте гармонично соединены различные архитектурные стили: романский, готика, ренессанс, а стены, колонны, купола и даже скульптуры, богато украшающие террасы и балюстрады.
В саду, на террасах и под аркадами замка, в мастерской художника представлено более 500 произведений искусств, выполненных самим Бори, его женой и дочерью. Галереи и арки, увитые цветами, сказочные башенки с яркими витражами в окнах и разукрашенными перилами лесенок. Скульптуры странных существ в нишах, спрятанных в зелени винограда…
Архитектор продолжал строительство замка до самой смерти. Илона пережила мужа на 15 лет, но вся их жизнь сохранилась в этом замке. В стенах, в портретах Илоны, в цветах… Сказка, которую любящий мужчина сумел воплотить в реальность для своей любимой, сохранилась во всем.
Скончался Енё БОРИ 20 декабря 1959 года в Секешфехерваре.
-------------------------------------—
Смотри подробнейшую информацию «Роман в камне длиною в жизнь. Замок Бори в Секешфехерваре» по ссылке:
http://elektrik-dv.livejournal.com/546851.html
-------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_ноября #Б__
9 ноября
В 1870 году родился Кнут Магнус ЭНКЕЛЬ (в Фредериксхамне; ныне Хамина), финский художник и дизайнер, одна из ведущих фигур финских художников-символистов.
* * * * *
Выходец из семьи викария, он, младший из шести сыновей, живопись изучал в Хельсинки (1889-1891). Первые свои работы молодой художник создает в традициях натуралистической школы, но затем первым из финских художников порывает с натурализмом.
В 1891 году Энкель уезжает в Париж, где поступает в Академию Жюлиана; среди его преподавателей здесь – Жюль Жозеф Лефевр и Бенжамен Констан. В этот период он увлекается символизмом, большое влияние на него оказывают картины Пюви де Шаванна и Эдуарда Мане.
Магнус подпадает под влияние мистицизма французского писателя, символиста и оккультиста, одного из основателей движения розенкрейцеров во Франции Жозефена Пеладана. Он был в восторге от ренессанса и идеалистически-мистических идей Пеладана. У писателя Энкель позаимствовал андрогинный стандарт красоты, которую использовал в своих работах.
Идеи творческой самореализации и признание силы подсознания «подстрекали» художников-символистов знакомиться с теориями шведского теософа XVIII-го века Эммануила Сведенборга, увлекаться спиритизмом, читать стихи Шарля Бодлера и слушать музыку Вагнера. Ведь символизм требовал от его сторонников глубоких знаний и начитанности.
Вновь Магнус Энкель посещает Париж в 1893 году, но разочаровавшись в парижском мистицизме, художник в 1894-95 годах совершает путешествие по Италии, посещает Милан, Венецию и Флоренцию, а затем уезжает в Швейцарию и Германию, где знакомится с работами Арнольда Бёклина.
Это были годы болезненных внутренних конфликтов художника, и в его работах этого периода выражено его отношение к самому искусству и жизни. Годы, проведенные за границей, привнесли в картины художника более широкий диапазон красок и оптимизм в темы.
На рубеже XIX – XX столетий Энкель порывает с символизмом, и его живопись приобретает яркие краски, характерные для постимпрессионизма. В 1907 году он получает заказ на создание фресок для приалтарного придела в Кафедральном соборе Тампере. На гигантской картине размером 10 х 4 метров художник изобразил Воскрешение из мёртвых и Вознесение на небеса представителей всех рас человеческих.
Скончался Кнут Магнус ЭНКЕЛЬ 27 ноября 1925 года в Стокгольме, похоронен в своем родном городке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_ноября #Э__
9 ноября
В 1812 году родился Поль АБАДИ (в Париже), французский архитектор.
Учился в мастерской А. Леклерка и Школе изящных искусств в Париже. Был одним из ведущих французских реставраторов (первая работа — в парижском соборе XII–XIII веков Нотр-Дам, 1845, под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка; затем реставрировал около 40 средневековых, главным образом романских, храмов в департаментах Шаранта, Жиронда и Дордонь).
Среди собственных сооружений Абади также преобладают церковные здания, например, знаменитая обетная Базилика Сакре-Кёр на монмартрском холме в Париже (1875-1914), выстроенная в память об избавлении от бед прусского нашествия и Парижской коммуны.
Скончался Поль Абади 3 августа 1884 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_ноября #А__
9 ноября
1864 года родился Поль СЕРЮЗЬЕ (в Париже), французский художник, ученик Поля Гогена, один из основателей символистской художественной группы «Наби».
* * * * *
Выходец из респектабельной буржуазной семьи, он получил превосходное образование в одном из лучших лицеев Франции. Поль обладал многочисленными дарованиями, писал пьесы в стихах, интересовался театром и культурой Востока, изучал арабский и древнееврейский языки.
Родители долго сопротивлялись тому, чтобы их одаренный сын посвятил себя малоперспективному занятию живописца, но были вынуждены уступить. После изучения философии в 1886 году Серюзье поступил в Академию Жюлиана в Париже.
Его обучали преподаватели, которые придерживались традиций классической живописи. С первых дней обучения он демонстрирует незаурядные способности. Первой картиной, благодаря которой Серюзье достиг успеха, стала работа «Мастерская бретонского ткача». Она была представлена на выставке 1888 года. Однако начинающий художник больше интересовался новыми тенденциями в живописи, нежели, академическим искусством.
Творческую судьбу Поля Серюзье определили несколько часов, которые он провел вместе с Гогеном осенью 1888 года в Понт-Авене. Гоген преподал молодому художнику урок живописи, запомнившийся Полю на всю жизнь. Серюзье был одним из самых активных поклонников и пропагандистов искусства Гогена, познакомил с художественными открытиями великого мастера целое поколение молодых французских живописцев и в первую очередь своих друзей, впоследствии составивших вместе с ним группу «Наби». Эта посредническая роль Серюзье обусловила особое место, занимаемое художником в истории мирового искусства.
Поль Серюзье, подобно губке, впитывал идеи Гогена и по-своему реализовал их в своих работах. Он многое перенимает у Гогена и даже поначалу откровенно подражает ему, но вскоре вырабатывает свой неповторимый стиль.
В 1907 году Серюзье становится профессором Академии Рансома. Помимо творческих работ большой популярностью пользовались и его теоретические труды. Свое видение основ живописи художник отразил в работе «Азбука живописи». Некоторым итогом творческих исканий Серюзье стала выставка его работ, состоявшаяся в 1919 году.
Скончался Поль СЕРЮЗЬЕ 7 октября 1927 года в Морле (Франция).
9 ноября
1832 года родился Эмиль ГАБОРИО (в городе Сожон, департамент Шаранта Приморская), французский писатель, журналист.
Известен как один из основателей детективного жанра, родоначальник классического детективного романа.
Книги писателя в разное время переводились на английский, немецкий, итальянский языки.
Его произведения, начиная с 1914 года, неоднократно экранизировались.
Писатель был чрезвычайно популярен в XIX веке, однако после появления в литературе Артура Конан-Дойла, Эмиль Габорио отошел на второй план. О герое его романов комиссаре Лекоке на время забыли – наступила «эпоха» Шерлока Холмса.
* * * * *
После учебы в средней школе в Сомюр, юный Габорио поступил на военную службу. Несколько лет спустя, под влиянием отца он занялся юриспруденцией, продолжая литературные опыты.
После переезда в Париж в 1856 году Габорио работал журналистом в еженедельном журнале «La Vеritе». В это же время он был помощником Поля Феваля, автора криминальных и приключенческих рассказов и серий, которые регулярно выходили во французской прессе. Габорио анализировал информацию, которую удавалось получить в полицейских участках.
Первая книга Эмиля Габорио вышла в 1860 году и называлась «Знаменитые балерины», в ней он описывал жизнь парижской богемы. Книга не имела успеха у читателей.
В 1866 году начинающий писатель, на счету которого к тому времени было несколько не очень удачных книг, обратился к жанру детективного романа. Благо, материала за время работы у Поля Феваля накопилось предостаточно. В этом году вышла первая книга Габорио в детективном жанре – «Дело Леруж». В романе впервые встречается молодой полицейский по имени Лекок, образ которого был позаимствован писателем из жизни.
Затем последовали и другие – «Преступление в Орсивале», «Дело под № 113», «Золотая шайка», которые принесли автору популярность в XIX веке.
Скончался Эмиль ГАБОРИО 1 октября в 1873 году в Париже.
* * * * *
В конце XIX – начале XX века, «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» отзывался об Эмиле Габорио на своих страницах следующим образом:
«… дарование Габорио проявилось, главным образом, в его романах, печатавшихся первоначально в фельетонах газет и имевших целью как можно сильнее действовать на воображение читателя. Это так называемые „уголовные романы“, где действие группируется вокруг какого-нибудь таинственного преступления и главную роль играет являющийся, как deus ex machina, в самые критические моменты, сыщик. Самые заглавия романов Габорио характеризуют его манеру действовать на грубые инстинкты среднего читателя, на любовь к сильным ощущениям. Заглавия эти всегда предвещают ужасы, преступления, кровопролития».
9 ноября
1929 года родилась Александра Николаевна ПАХМУТОВА (в посёлке Бекетовка; ныне район Волгограда), советский и российский композитор, автор более 400 песен. Народная артистка СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Государственных премий СССР.
Она один из самых популярных и востребованных композиторов СССР, особенно как композитор-песенник. Пахмутова продолжила традицию советской песенной классики, связанную с именами И.О. Дунаевского, братьев Покрасс, М.Г. Фрадкина, А. Г. Новикова.
Вот только несколько самых известных её песен: «Беловежская пуща», «Весна 45-го года», «Герои спорта», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «До свиданья, Москва» (прощальная песня Олимпиады-80), «Знаете, каким он парнем был», «И вновь продолжается бой», «Как молоды мы были», «Команда молодости нашей», «Мелодия», «Надежда», «Нам не жить друг без друга», «Нежность», «Орлята учатся летать», «Птица счастья», «Русский вальс», «Старый клён», «Трус не играет в хоккей», «Усталая подлодка» и др.
Замужем за поэтом Н.Н. Добронравовым – автором большинства текстов её песен.
* * * * *
С детства отличалась исключительной музыкальной одарённостью. Первые мелодии она написала, когда ей было всего 3 года. В возрасте семи лет поступила в городскую музыкальную школу, где проучилась до начала Великой Отечественной войны.
В период 1942-1943 годов находилась в эвакуации в Караганде.
Осенью 1943 года Александра приняли в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где занималась по классу фортепиано у педагога М.В. Васильевой и посещала кружок юных композиторов под руководством В.Я. Шебалина и Н.И. Пейко.
В дальнейшем Пахмутова поступила (1948) на композиторское отделение Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского; в 1956 году – успешно окончила аспирантуру.
С 1968 по 1991 год была секретарем правления Союза композиторов СССР.
Александра Николаевна на протяжении всей своей творческой жизни работает в различных жанрах, но именно песенное наследие Пахмутовой занимает особое место в отечественной культуре.
Она – почетный гражданин Москвы, где живет и продолжает работать.
Песни Александры Николаевны ПАХМУТОВОЙ исполняли и исполняют многие известные артисты советской, российской и зарубежной эстрады, а также актёры театра и кино.
9 ноября
В 1913 году родилась Хеди ЛАМАРР /урожденная – Хедвиг Ева Мария Кислер/ (в Вене), популярная в 1930-40-е годы австрийская, а затем американская актриса кино, а также изобретатель.
День рождения актрисы – 9 ноября – в немецкоговорящих странах назван Днем изобретателя.
* * * * *
Она ходила в театральную школу и рано начала сниматься в кино.
Волну мировой известности ей принес чехословацкий фильм «Экстаз» (Ева, 1933). Первая в истории художественного полнометражного кино 10-минутная сцена обнаженного купания в лесном озере вполне невинна по современным меркам, но в 1933 году она вызвала бурю эмоций. Картина была запрещена к показу в ряде стран и выпущена в прокат через несколько лет с цензурными купюрами.
После четырех лет неудачного брака Хедвиг совершает классический побег из замка, подсыпав снотворного горничной. На пароходе «Нормандия» она отправилась из Лондона в Нью-Йорк. Актрисе не пришлось обивать пороги в Голливуде, кинодебют 1933 года был слишком громким, и кинематографисты его не забыли. Чтобы не вызвать аналогичных ассоциаций у пуританской публики США, ей посоветовали взять псевдоним, и... Хедвиг Кислер становится Хеди Ламарр. Прямо на «Нормандии» она подписала выгоднейший контракт с самим основателем студии «MGM» Луисом Майером. Новый виток карьеры разворачивается головокружительно.
Хеди Ламарр заработала на киносъёмках 30 млн. долларов. Её признали звездой Голливуда, присвоили титул «самой красивой женщины мира». Лучшими фильмами с её участием считаются: «Экстаз», «Девушки Зигфилда», «Самсон и Делайла», «Шумный город», «Алжир», «Равнина Тортилья». Всего она снялась более чем в 55 фильмах. Последнее появление актрисы на экране состоялось в фильме «The Female Animal» (Ванесса Виндзор, 1958).
Помимо кино, Хеди Ламарр, не имея никакого технического образования, занималась наукой. Пребывая на пике карьеры, «самая красивая женщина мира» в 1942 году запатентовала идею «частотного сканирования», а именно систему, позволяющую на расстоянии управлять торпедами.
Судьба свела её с авангардистским композитором Джорджем Антейлом, с которым она поделилась очень важной идеей: если дистанционно сообщать координаты цели управляемой торпеде по одной частоте, то враг может легко перехватить сигнал, заглушить его или перенаправить торпеду на другую цель. Но на этом Ламарр не остановилась.
Она хотела дать своей второй родине – США – военное преимущество: создать управляемые торпеды, которые нельзя будет перехватить или заглушить. Ламарр и Антейл вскоре предложили следующий важный компонент: если использовать на передатчике случайный код, который будет менять канал передачи, то можно синхронизировать такие же частотные переходы и на приёмнике торпеды.
Такая смена каналов связи гарантирует безопасную передачу информации. До того времени псевдослучайные коды использовались для шифровки информации, передаваемой по неменяющимся открытым каналам связи. Здесь же произошёл шаг вперёд: секретный ключ стал использоваться для быстрого изменения каналов передачи информации.
В августе 1942 года Ламарр и Антейл получили патент № 2 292 387 «Секретная система связи (Secret Communication System)», включающую передачу ложных каналов на разных частотах. Ценность технологии «прыгающих частот» была оценена только с годами. Её изобретение легло в основы управления вооруженными силами США – Navstar Global Positioning System – GPS (спутниковой системы глобального позиционирования).
Этот патент стал основой для обеспечения связи с расширенным спектром, которая сегодня используется в сферах, без которых жизнь человека немыслима: в мобильной телефонии, Bluetooth, беспроводных устройствах связи Wi-Fi и других областях.
Скончалась Хеди Ламарр 19 января 2000 года в городе Орландо (штат Флорида).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_ноября #Л__
9 ноября
В 1936 году родился Михаил Нехемьевич ТАЛЬ (в Риге), советский и латвийский шахматист, международный гроссмейстер, 8-й чемпион мира по шахматам, журналист, главный редактор журнала «Шахматы» (1960-1970).
Заслуженный мастер спорта СССР, 6-кратный чемпион СССР, чемпион Латвии, 8-кратный победитель шахматных олимпиад в составе команды СССР, 6-кратный чемпион Европы и 3-кратный чемпион мира среди студентов в командном зачёте, победитель межзональных турниров (1958, 1964, 1979), турнира претендентов, участник двух матчей на первенство мира и семи матчей претендентов, победитель 44-х международных турниров.
* * * * *
В возрасте полугода Миша очень тяжело переболел менингитом, но он рос не просто одаренным, а гениальным ребенком: научился читать в 3 года и обладал способностями к математике (уже в 5 лет перемножал в уме трёхзначные числа), а в 7 лет был способен слово в слово повторить лекцию отца – известного в Риге врача. В 15 лет Таль получил аттестат зрелости и поступил на филологический факультет Рижского университета.
Играть в шахматы его еще в детстве научил отец. Учась в школе, Михаил одновременно посещал шахматный кружок рижского Дворца пионеров (тренер Я. Крузкопс). В 13 лет – он участник юношеской сборной команды Латвийской ССР, в 17-летнем возрасте стал чемпионом республики, а в 21 год победил на чемпионате СССР.
Для его игры были характерны быстрота мышления, точность расчетов вариантов, головоломные комбинации с каскадом жертв.
В 1958 году Таль уверенно лидировал на межзональном турнире в Югославии и получил право на участие в мировом первенстве. В 1959 году победил на турнире претендентов и, набрав 20 очков из 28 возможных, в финале опередил своего соперника Кереса на 1,5 очка.
В 1960 году в Москве провел матч на первенство мира с М. Ботвинником, выиграл его с результатом 12,5:8,5, и стал 8-м в истории и самым молодым чемпионом мира (в 1985 году его рекорд превзошёл Г. Каспаров). Успех Михаила Таля объясняли тем, что он навязывал Ботвиннику неудобные для него позиции, вынуждая сходить с проложенных рельс. Ради усложнения игры Таль шёл на материальные жертвы или на ухудшение позиции, но за доской это неоднократно срабатывало, Ботвинник выбирал неоптимальные продолжения, чем Таль пользовался.
Через год состоялся матч-реванш, в котором Таль проиграл Ботвиннику со счетом 8:13, не справившись с психологическими нагрузками. Но уже в следующем крупном международном турнире в Бледе он одержал уверенную победу, и затем на протяжении почти четверти века (1962-1985) шахматист оставался в числе претендентов на мировое первенство.
Свою спортивную карьеру Михаил Таль успешно совмещал с журналистской деятельностью, являясь главным редактором журнала «Шахматы» в Риге, а также снялся в научно-популярном фильме «Семь шагов за горизонт» (1969).
В 1988 году он выиграл первый неофициальный чемпионат мира по блицу (каждому шахматисту давалось по 5 минут на завершение партии), обыграв чемпиона мира Г. Каспарова и экс-чемпиона мира А. Карпова.
Михаил Таль охотно откликался на приглашения сыграть с молодёжью (турниры гроссмейстеров против молодых мастеров, турниры Дворцов пионеров, где он возглавлял команду Рижского дворца пионеров и давал сеансы командам юным шахматистам из других дворцов, играл партию по переписке с читателями «Пионерской правды» и т.п.). Он принимал участие во всевозможных экспериментах, где учёным нужен был «готовый на всё» гроссмейстер (игра с загипнотизированным, игра с сумасшедшим и др.).
У Михаила Таля от рождения было три пальца на правой руке, тем не менее, он играл на рояле.
В последние годы жизни спортсмен тяжело болел, но это не сказывалось на качестве его игры, которая стала еще более профессиональной. Свою последнюю официальную партию Таль сыграл 5 мая 1992 года на турнире в Барселоне, его соперником был В. Акопян, эту партию Таль выиграл. 28 мая Таль занял 3-е место в чемпионате Москвы по блицу (первые два остались за Каспаровым, у которого Таль выиграл, и Бареевым).
За достижения в области шахмат Таль был награжден орденами «Знак почета» и Дружбы народов.
Скончался Михаил Нехемьевич Таль 28 июня 1992 года в Москве, похоронен в Риге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_ноября #Т__
9 ноября
1818 года родился Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (в Орле), великий русский писатель-реалист, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860).
Первым в русской литературе выразил в своей книге («Записки охотника») через картины деревенского быта и многочисленные образы крестьян мысль о том, что закрепощенный народ составляет корень, живую душу нации.
Ему принадлежит инициатива анализа личности «нового человека» – шестидесятника, оценки его нравственных и моральных качеств, психологических особенностей.
Тургенев считается одним из классиков, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.
* * * * *
Детство Ивана прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении «гувернеров и учителей швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек».
Поступив в 1833 году на словесное отделение Московского университета, через год переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Затем продолжил свое образование за границей (в Берлинском университете изучал философию, историю и древние языки).
Тургенев в течение двух лет служил чиновником «особенной канцелярии» министра внутренних дел, в мае 1845 года вышел в отставку. К этому времени мать писателя, раздраженная его неспособностью к службе и непонятной личной жизнью, окончательно лишает сына материальной поддержки. Писатель живет в долг и впроголодь, сохраняя при этом видимость благополучия.
Влияние Белинского во многом определило становление общественной и творческой позиции Тургенева. Молодой писатель пробует себя в разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с критическими статьями, вслед за «Парашей» появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845).
В 1847 году Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 года во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. Тесное общение Тургенева с семьей Виардо продолжалось в течение 38 лет.
Возвратившись в Россию в 1850 году, работал в качестве автора и критика в «Современнике». Через 2 года очерки вышли отдельной книгой под названием «Записки охотника».
Во время ареста и ссылки написал повести «Муму» и «Постоялый двор» (обе 1852 год) на «крестьянскую» тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести «Дневник лишнего человека» (1850), «Переписка» (1856).
Вокруг повести «Ася», опубликованной в 1858 году, разворачивается горячая полемика известных критиков. В этом же году выходит в свет роман «Дворянское гнездо», а в 1860 году – роман «Накануне».
В феврале 1862 года Тургенев печатает роман «Отцы и Дети», где пытается показать русскому обществу трагический характер нараставших конфликтов.
С 1863 года писатель поселился в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным «Вестником Европы», в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения. Почти 20 лет он прожил в Париже и Баден-Бадене интересуясь всем, что происходило в России.
В период 1863-1871 годов сходится с Г. Флобером, братьями Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном. Постепенно Иван Сергеевич берет на себя функцию посредника между русской и западноевропейской литературами.
Всемирное признание Тургенева выразилось в том, что его вместе с Виктором Гюго избрали сопредседателем I-го международного конгресса писателей, который состоялся в 1878 году в Париже. В 1879 году он становится почетным доктором Оксфордского университета.
На склоне жизни Тургенев пишет свои знаменитые «стихотворения в прозе», в которых представлены почти все мотивы его творчества.
Скончался Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ 3 сентября 1883 года в Буживале. Благодаря составленному завещанию, тело Тургенева перевезли и похоронили в России, на Волковском кладбище Петербурга.