Ваш день рождения

Ваш день рождения 4 октября.

4 октября 1850 года родилась Полина /Пелагея/ Антипьевна СТРЕПЕТОВА (в Нижнем Новгороде), выдающаяс...

4 октября
1850 года родилась Полина /Пелагея/ Антипьевна СТРЕПЕТОВА (в Нижнем Новгороде), выдающаяся российская театральная актриса второй половины XIX века, создавшая образ простой, страдающей и протестующей женщины России.
Именно вечером этого дня на крыльце дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова был найден сверток с младенцем женского пола.
Пелагея Стрепетова – одна из немногих русских актрис, образу которой вряд ли грозит когда-нибудь покрыться хрестоматийным глянцем.
* * * * *
Её приёмная мать, Елизавета Ивановна, была актрисой, обладательницей сопрано, и девочка уже в детстве решила, что станет актрисой.
Впервые Полина Стрепетова вышла на театральную сцену в 1865 году в Рыбинске. Она не получила театрального образования, но многое восприняла от товарищей по сцене: ученицы М.С. Щепкина – А.И. Шуберт-Яновской, своего мужа – видного актёра М.И. Писарева и др.
Среди ранних ролей актрисы: Верочка («Ребёнок» Боборыкина), Софья («Перемелется – мука будет» Самарина, 1866). В первые годы пребывания на сцене ей приходилось играть в драме, комедии, водевиле, оперетте («Фауст наизнанку», «Фру-Фру», «Прекрасная Елена» и др.). Она работала как одержимая: за три года сменила семь городов и сыграла более 100 ролей.
Талант Полины Стрепетовой как трагедийной актрисы проявился в период работы её в Казани (1871). Здесь она с огромным успехом играла свои лучшие роли – Лизавета («Горькая судьбина» Писемского), Катерина («Гроза» Островского), Марья Андреевна («Бедная невеста» Островского), Аннета («Семейные расчёты» Куликова).
В 1876 году актриса впервые выступила на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. В период 1881-1890 годов в этом театре Полина Антипьевна сыграла свыше 30 ролей. Её талант ценили И. Тургенев, В. Немирович-Данченко, П. Чайковский. Портреты Стрепетовой писали И. Репин, В. Васнецов, Н. Ярошенко.
Последние годы жизни актриса провела в Санкт-Петербурге. В 1895-1896 годах играла в Малом (Суворинском) театре и писала воспоминания, но закончить их не успела.
Скончалась Полина Антипьевна СТРЕПЕТОВА 4 октября 1903 года, похоронена на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. В 1936 году её прах перенесён в Некрополь мастеров искусств.
-------------------------------------------—
Смотри «Чтобы помнили. Стрепетова Пелагея Антипьевна» по ссылке:
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=728

4 октября В 1859 году родился Сергей Васильевич МАЛЮТИН (в Москве), русский советский живописец и п...

4 октября
В 1859 году родился Сергей Васильевич МАЛЮТИН (в Москве), русский советский живописец и портретист, автор росписи первой русской матрёшки, архитектор, мастер самобытного русского модерна, академик. Член Московского товарищества художников (1896). Заслуженный деятель искусств РСФСР.
* * * * *
Выходец из зажиточной семьи фабриканта, он детство провел в Воронеже, куда его тетка взяла на воспитание (когда Сереже исполнилось 3 года, его родителей не стало, и он остался сиротой). Окружение и воспитание мальчика не способствовало развитию его художественного таланта: он учился в коммерческом училище, а затем окончил бухгалтерские курсы и служил конторщиком.
В конце 1870-х годов в Воронеже состоялась выставка передвижников. Эта настоящая живопись, созданная выдающимися художниками, произвела на Сергея неизгладимое впечатление, он почувствовал в себе силы изменить своей нелюбимой работе и заняться рисованием.
Малютин возвращается в Москву в 1880 году и поступает на службу чертежником. Через 3 года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Сергей хотел получить звание классного художника; он выполнил эскиз и этюды для картины, отображавшей труд плотовщиков на Москве-реке, но его преподаватель (В.Е. Маковский) сделал много критических замечаний по поводу этой работы. Малютин, будучи человеком эмоциональным, оставил эту картину и в 1890 году получил звание неклассного (свободного) художника. С этих пор Малютин без остановки совершенствовал свои навыки, а на жизнь зарабатывал уроками рисования: 3 года преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте.
В период 1890-х годов художник выполнил декорации для Нижегородской оперы С.И. Мамонтова, а затем для Московской частной оперы, а также выполняет иллюстрации к книгам А.С. Пушкина. В эти годы Малютин работает в различных жанрах: его пейзажи имеют связь с поленовской техникой. Затем пейзаж станет составной частью других жанров, сохранившись только в форме этюда. Художник все чаще пишет на пленэре, в его работах присутствует все больше импрессионистических элементов. Также он работал над жанровыми и историческими картинами.
В 1900 году Малютин поселяется в Талашкино – усадьбе княгини М.К. Тенишевой, которая проявляла огромный интерес к народным художественным ремеслам и всеми силами способствовала их возрождению. Сергей Васильевич руководил художественными мастерскими, по его эскизам резчики и столяры выполняли убранство зданий в усадьбе, Москве и Смоленске. Известные художники Рерих, Коровин, Васнецов, Врубель создавали эскизы для художественных изделий.
В 1890 году Сергей Малютин вместе с токарем Василием Звездочкиным создают матрешку. Считается, что её прообразом стала японская игрушка. Звездочкин выточил фигурки, а Малютин их расписал. Он изобразил на фигурке девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок, все они чем-нибудь отличались друг от друга.
В основную форму куклы вкладывались другие куколки, мальчик и шесть девочек. Куколка поменьше первой матрешки держала в одной руке корзинку, другая – серп, еще меньшая обхватила двумя руками чашку, еще одна за руки держала маленького ребеночка; есть и куколка, которая о чем-то задумалась, поднеся руку к губам. Самая маленькая куколка стояла просто так, а в руках у мальчика среднего размера, наряженного в красную рубаху, – то ли лучина, то ли ветки – вот и вся трудовая крестьянская семья.
Распространенным именем в то время было имя Матрена – так и появилась всеми любимая Матрешка. Существует также мнение, что такое имя носила девушка, прислуживающая в доме Мамонтовых, якобы с неё и списан образ Матрены. Само русское имя Матрена произошло от римского Матрона (знатная женщина или mater – мать).
Работы, проводимые в талашкинских мастерских, стали толчком для развития русской художественной промышленности. В этом своем творчестве Малютин избегал слепого копирования традиций народного искусства, поэтому он считается основателем оригинального русского модерна.
В 1903 году художник возвращается в Москву и начинает преподавать в МУЖВЗ (до 1917). Наиболее значимая работа Малютина в этот период – оформление интерьеров и фасадов доходного дома П. Перцова совместно с архитектором Н. Жуковым. Эта работа явилась модерновым явлением в зодчестве XX века.
После смерти жены в 1908 году Сергей Васильевич рисует портреты своих детей (одни из самых пронзительных в его творчестве), а далее создает серию потрясающих, характерных портретов.
В 1909 году он стал в училище руководителем портретно-жанрового класса, поставив целью создать портретную галерею выдающихся русских деятелей (Брюсова, Васнецова, Гиляровского, Богданова-Бельского и др.). Малютин прославился именно своими неповторимыми портретами русской интеллигенции и деятелей Советского государства (Фурманова и др.).
Также художник участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА», в 1922 году стал одним из организаторов «Ассоциации художников революционной России» (АХРР). Нередко он обращался к теме Гражданской войны.
Скончался Сергей Васильевич МАЛЮТИН 6 декабря 1937 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября #М__

4 октября В 1859 году родился Рудольф Леопольд СВОБОДА младший (в Вене), австрийский художник XIX в...

4 октября
В 1859 году родился Рудольф Леопольд СВОБОДА младший (в Вене), австрийский художник XIX века, востоковед.
Сын художника и литографа Эдварда Свободы и Жозефины Мюллер, сестры ведущего венского художника Леопольда Карла Мюллера, специализировавшегося на восточных темах.
* * * * *
Умению рисовать он обучался у дяди Л.К. Мюллера, от которого перенял интерес к восточному искусству, а в январе 1879 года вместе с ним совершил путешествие в Каир. Вернувшись из египетской поездки, Рудольф отслужил год на военной службе, прежде чем вернуться на учёбу к дяде.
В 1885 году он последовал за дядей в Лондон, где был представлен королеве Виктории влиятельным австрийским художником Генрихом фон Ангели. Для подготовки Колониальной и Индийской выставки из разных стран в Лондон были присланы представители разных народов, в том числе и 34 индийских ремесленника (ткачи, гончары, кузнецы по меди и скульпторы). Через год королева Виктория заказала Рудольфу Свободе портреты пяти индийцев и ещё трёх других людей: киприотского ткача, малайского портного, добытчика алмазов с Мыса Доброй Надежды. Королеве получившиеся полотна понравились настолько, что она оплатила художнику поездку в Индию, чтобы он запечатлел на своих картинах ещё больше представителей разных национальностей и народов Индийского субконтинента.
Итогом поездки, закончившейся в 1888 году и затронувшей также Афганистан и Кашмир, стала группа из 43 небольших, не более восьми дюймов в высоту картин, на которых Рудольф Свобода запечатлел множество коренных жителей Индии, а также ряд представителей британской администрации этой страны.
В дальнейшем по возвращении в Индию художник нарисовал два портрета Абдула Карима, любимого слуги королевы Виктории, а также портрет её повара Гхулама Мустафы. Большинство из его индийских полотен хранится в Осборн-хаусе, резиденции королевы Виктории, куда они были перевезены в 1894 году.
Наиболее значимой работой мастера считается картина «A Peep at theTrain», выставлявшаяся в 1892 году в Королевской академии художеств.
Скончался Рудольф Леопольд СВОБОДА младший 24 января 1914 года в Вене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября #С__

4 октября В 1472 году родился Лукас КРАНАХ Старший /имя при рождении – Лукас Зундер/ (в Кронахе, Ве...

4 октября
В 1472 году родился Лукас КРАНАХ Старший /имя при рождении – Лукас Зундер/ (в Кронахе, Верхняя Франкония), немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций.
Художник, придумавший и сделавший популярным свой тип женской красоты, наделявший свои картины и символизмом, и эротизмом, художник-делец со своей крупной мастерской и в каком-то смысле покровитель модников.
Был придворным живописецем саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого, Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного.
Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.
* * * * *
Освоив у отца-художника первые уроки мастерства, он ушёл из родительского дома и после скитаний на несколько лет обосновался в Вене. К венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Когда Лукас перебрался в Виттенберг, талантливого живописца заметил правящий Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый и приблизил к своему двору. Как настоящий человек эпохи Возрождения Кранах Старший был универсалом. Помимо живописи занимался ювелирными украшениями, церковной утварью, разрабатывал фасоны одежды, эскизы гобеленов и тканей, расписывал стены и оформлял праздники.
В 1508 году он был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Вступив в секту «Садовых братьев», художник под впечатлением их идей в 1509 году возвестил о расцвете Северного Возрождения, впервые в немецком искусстве изобразив обнажённую женщину. Так в немецкой живописи появились дохристианские мифологические темы и обнажённые тела.
Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше 10 помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.
Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах Старший относился к моделям с симпатией, но без восхищения. Он пишет много жеманных портретов знати и сцен охоты. Герои его мифологических сцен обретают портретное сходство со знатными людьми, которые охотно ему позируют, принимая участие в этих живописных постановках.
В 1546 году покровитель художника оказался в немилости короля Карла V и Кранах Старший последовал за ним в город Веймар, в ссылку. Достойным финалом творчества художника стала картина «Источник юности» – мистическая легенда о возможности возвращения молодости.
Скончался Лукас КРАНАХ Старший 16 октября 1553 года в Веймаре.
Основанная им династия просуществовала до XVII века. Наследником мастерской отца стал его сын Лукас Кранах Младший, родившийся в 1515 году. К тому времени на волне популярности в Германии был «стиль Кранаха». Многочисленные ученики виртуозно повторяли ставшую стереотипной манеру старшего из мастеров. Бесконечные «Юдифи», «Магдалины», «Адам и Ева» стали модными образами, размноженными по знатным домам.
-----------------------------------------------------
Смотри "Мастерская Лукаса Кранаха, Изображений: 478" по ссылке:
http://gallerix.ru/album/Cranach#more
------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября #К__

4 октября В 1837 году родилась Элизабет Джейн ГАРДНЕР (в Эксетере, штат Нью-Гэмпшир), американская ...

4 октября
В 1837 году родилась Элизабет Джейн ГАРДНЕР (в Эксетере, штат Нью-Гэмпшир), американская художница академического и салонного направления, прожившая основную часть жизни в Париже.
В 1856 году окончила учёбу в женском пансионе Lasell, изучив минимальные сведения об искусствах, необходимые для воспитанной женщины.. Здесь же училась композиции и рисунку, технике работы в акварели. В пансионе Элизабет подружилась сучительницей Робинсон, имеющей художественное образование, полученное в Дюссельдорфе. В 1864 году Элизабет поехала в Париж для получения образования.
Не имея возможности обучаться в Академии Жулиана (до 1876 года обучение в Академии Жюлиана и других заведениях было доступно только для мужчин), она поступила в частные художественные классы. Училась в Париже у художников — Гуго Мерле, Жюля Лефевра и Уильяма Бугро.
Гарднер стала первой американской женщиной, которая выставлялась в Парижском салоне и первой, кто был удостоен в Салоне золотой медали. Элизабет стала известным художником, её работы принесли художнице стабильное финансовое положение и независимость. Её студия стала местом встреч для многих американцев, приезжающих за границу.
Скончалась Элизабет Гарднер28 января 1922 года в городе Сент-Клауд, штат Миннесота.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября #Г__

4 октября В 1847 году родился Луи Анри БУССЕНАР (в Эскренне), французский писатель, классик приключ...

4 октября
В 1847 году родился Луи Анри БУССЕНАР (в Эскренне), французский писатель, классик приключенческой литературы.
Русские переводы его романов появлялись, как правило, сразу же после публикации новых книг писателя во Франции. В 1911 году в приложении к журналу «Природа и люди» (С.-Петербург) вышло собрание сочинений в Луи Буссенара в 40 томах.
* * * * *
Еще в школе Луи отличался умом, усердием в учёбе, и при этом гордым и строптивым характером. В 1860-67 годах получал гуманитарное образование в пансионе, по окончании которого поступил на медицинский факультет Парижского университета.
Учёба была прервана началом франко-прусской войны. Как студент Буссенар не подлежал мобилизации, но, будучи страстным патриотом, он ушёл в армию добровольцем. Студент-медик Буссенар был зачислен военным фельдшером в действующую часть. Он стоически переносит суровые испытания осады, лишения и голод, огонь артиллерийских обстрелов. Во время героической и безуспешной попытки французов прорвать блокаду при Шампиньи в ночь с 1 на 2 декабря 1870 года военный фельдшер Буссенар получил пулевое ранение. Горечь поражения на всю жизнь останется в его сердце, к воспоминаниям о войне он не раз вернётся в своём творчестве.
После войны Буссенар окончательно порвал с профессией медика и занялся литературой. Самые ранние публикации датируются маем-июнем 1876 года. В последующие годы он работает репортёром, хроникёром в разных парижских газетах.
В 1878 году Луи Буссенар в «Журнале путешествий» начинает публиковать первый роман «Через всю Австралию».
Его второй роман, «Кругосветное путешествие юного парижанина», выходя в 54 выпусках «Журнала путешествий» (1879-1880) делает автора по-настоящему знаменитым.
В качестве поощрения за успех «Журнал путешествий», главной звездой которого Буссенар останется на протяжении 32 лет, до конца жизни, субсидирует его поездку в Гвиану.
Буссенар проводит в Гвиане 5 месяцев, углубляясь в джунгли, исследуя русла рек, ночуя в индейских хижинах, встречаясь с золотоискателями, сочиняя заметки для «Журнала путешествий» и набрасывая свой новый роман, «Гвианские робинзоны». Третий роман также принимается публикой с огромным восторгом.
Писатель нашёл формулу своего успеха, ему больше не нужно зарабатывать на жизнь тяжёлым трудом репортёра, он оставляет шумный Париж и поселяется в провинции, где живёт его мать. Недавний журналист и неутомимый путешественник становится «джентльменом-фермером и домоседом», совершая иногда небольшие путешествия между написанием очередных романов (в Марокко, Флориду, Сьерра-Леоне) и проводя зимние месяцы на средиземноморском побережье Франции.
Буссенар оставил весьма богатое литературное наследие. В его библиографии 38 романов, 3 больших документальных сочинения, а также более двух десятков очерков и рассказов.
Скончался Луи Анри Буссенар 11 сентября 1910 года в Орлеане (Франция).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября #Б__

4 октября 1838 года родился Вячеслав Григорьевич ШВАРЦ (в Курске), русский живописец, академик, о...

4 октября
1838 года родился Вячеслав Григорьевич ШВАРЦ (в Курске), русский живописец, академик, почётный вольный общник Императорской Академии художеств, основоположник историко-бытового жанра в русской живописи.
Творчество художника явилось решительным шагом в создании подлинной исторической живописи в России.
«Живые исторические образы в правдивой исторической обстановке», – таков девиз Шварца. В частном эпизоде он стремился воссоздать самый дух исторической эпохи.
С появлением произведений Шварца наступает период пересоздания русской школы, возникает чисто русское направление. Он первым освободился от гнета рутины академического классицизма и, оставляя минувшему прошлому прежние идеалы, создал новые, родные сердцу идеалы русской мысли и создал их во всей их цельности и своеобразности.
* * * * *
Выходец из семьи участника Отечественной войны 1812 года, Вячеслав детские годы провел на Кавказе, где отец его, генерал-лейтенант Григорий Ефимович Шварц, был начальником Джаро-Белоканского военного округа.
В 8-летнем возрасте он вместе с матерью переехал в Москву, где занимался рисованием под руководством С. Щёголева, хорошо знал французский, немецкий и английский, научился и итальянскому языку.
В 1847 году Вячеслав был пожалован в пажи Императорского Двора. В возрасте 13 лет, его отвезли в Петербург и отдали сначала в пансион Спешнева, а год спустя – в Императорский Александровский Лицей. Там Шварц успел обратить на себя внимание лицейского учителя рисования старика Василевского и сделал под его руководством громадные успехи. В 1859 году юноша был выпущен из Лицея первым и с золотой медалью, поступил с чином IX класса на службу.
В сентябре этого же года, с разрешения своего начальства, Шварц поступил вольнослушателем в Петербургский университет «по части восточных языков».
Первыми его крупными работами стали композиции из древнерусской истории «Въезд Шуйского и Де ла Гарди в Москву» и «Свидание великого князя Святослава с греческим императором Цимисхием». В 1861 году Шварц уехал за границу, после чего возвратился в Россию, привезя с собой альбом своих путевых рисунков.
Желание видеть художественную Европу побудило его бросить службу, выйти в отставку и предпринять в начале 1863 года эту поездку. Побывав проездом в Лейпциге, Берлине, Дрездене, Франкфурте, Майнце и Кёльне, он основался в Париже. Здесь Шварц работал у известного жанриста-колориста Лефевра, посещал мастерскую Конта и Жерома и делал этюды с натуры как в самом Париже, так и в Фонтенбло и Барбизоне. Поездка эта имела для него громадное значение.
Первую половину 1865 года художник провел в Москве, Петербурге и в деревне в Рязанской губернии. На академической выставке этого же года появляется его картина «Вербное Воскресение во времена Алексея Михайловича», и Академия Художеств присуждает ему за неё звание академика исторической живописи, а Русское Археологическое Общество избирает его своим действительным членом.
С осени 1865 года начинается период полной зрелости таланта Шварца. Период этот ознаменован рядом самых значительных его произведений. Тут им написаны «Сцена из домашней жизни русских царей» и «Стрелец XVI века », нарисован «Воевода времен царя Алексея Михайловича».
В начале 1867 года Шварц уезжает в третий раз за границу, будучи командирован Академией в Париж для устройства на всемирной выставке художественного отдела России. За распоряжение на выставке он получает золотую и бронзовую медали, награждается орденом Почётного Легиона, и, кроме того, международное жюри присуждает ему за его картину «Голштинские послы в посольском приказе» золотую медаль.
Скончался Вячеслав Григорьевич ШВАРЦ 29 марта 1869 года в Курске. Тело было перевезено в имение его отца, село Белый Колодезь Курской губернии, и там похоронено.

4 октября 1925 года родился Марлен Мартынович ХУЦИЕВ (в Тифлисе; ныне – Тбилиси, Грузия), выдающий...

4 октября
1925 года родился Марлен Мартынович ХУЦИЕВ (в Тифлисе; ныне – Тбилиси, Грузия), выдающийся советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог. Народный артист СССР. Почётный член Российской академии художеств. Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Марлен Хуциев – общепризнанный классик отечественного кино. Его работы были отмечены наградами многих международных и отечественных кинофестивалей.
Он является режиссером-постановщиком таких известных фильмов, как «Градостроители» (1950), «Весна на Заречной улице» (1956), «Два Федора» (1958) «Застава Ильича» (1964), «Июльский дождь»(1966), «Был месяц май» (1970), «Алый парус Парижа» (1971), «И все-таки я верю» (1974), «Послесловие» (1983), «Бесконечность» (1992), «Невечерняя» (2006).
* * * * *
Имя Марлен является акронимом и означает «Маркс, Ленин».
Он обучался в московской школе, но заканчивал учебу в Тбилиси, куда вернулся с матерью после смерти отца. Поступал в Академию художеств, но не прошел по конкурсу. В 1944 году Марлен начал работать на Тбилисской киностудии помощником художника комбинированных съемок.
В 1950 году Хуциев окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.А. Савченко). Два года не мог найти работу, с 1953 года работал ассистентом по дубляжу на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького
В период 1955-1958 годов работал режиссёром на Одесской киностудии, затем на киностудии им. Горького, а с 1965 года – на киностудии «Мосфильм». В ряде своих фильмов Марлен Хуциев выступал как автор или соавтор сценариев.
В 1968-1972 годах он был художественным руководителем Творческого объединения «Экран» Центрального телевидения.
Кроме того, Хуциев поставил в театре «Современник» (1967, 1986) спектакль «Случай в Виши», снялся в нескольких фильмах.
С 1978 года руководил мастерской режиссуры художественного кино во ВГИКе. С 1987 года – заведующий кафедрой режиссуры художественного фильма ВГИКа, профессор. В августе 2009 года под сильным давлением режиссёр был вынужден подписать заявление с просьбой об освобождении от этой обязанности.
Избирался секретарем правления Союза кинематографистов СССР (1965-1986). С 1998 года – председатель Комитета по игровому кино Союза кинематографистов России.
С 1989 года – Президент Гильдии кинорежиссёров России.
Был президентом кинофестиваля «Окно в Европу» (1994-1995).

4 октября В 1720 году родился Джованни Баттиста ПИРАНЕЗИ (в Мольяно-Венето), итальянский археолог, ...

4 октября
В 1720 году родился Джованни Баттиста ПИРАНЕЗИ (в Мольяно-Венето), итальянский археолог, архитектор и художник-график, гравер, рисовальщик, мастер архитектурных пейзажей.
Вероятно это самый знаменитый художник, который приобрёл широкую известность лишь графикой, в отличие от других великих гравёров, которые были, кроме того, великими живописцами (Дюрер, Рембрандт, Гойя).
В последнее время известность и слава Пиранези растёт с каждым годом – издаются всё новые книги о нём и лучшие музеи мира устраивают выставки его работ.
* * * * *
Выходец из семьи каменотёса, он обучился основам латыни и классической литературы у своего старшего брата. Азы архитектуры постигал, работая в магистрате Венеции под руководством своего дяди. Как художник, испытал значительное влияние искусства ведутистов, весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.
В 1740 году в составе посольской делегации Марко Фоскарини поехал в Рим в качестве рисовальщика-графика, где увлеченно исследовал древнюю архитектуру. Попутно обучался в мастерской Джузеппе Вази искусству гравюры на металле. С 1745 года навсегда поселился в Риме.
Им создано огромное количество гравюр-офортов, изображающих в основном архитектурные и археологические находки, связанные с древним Римом, и виды знаменитых мест того Рима.
Производительность Пиранези, как и его мастерство, непостижимы. Он задумывает и выполняет многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности», содержащее изображения архитектурных памятников древнего Рима, капителей колонн древних зданий, скульптурных фрагментов, саркофагов, каменных ваз, канделябров, плит для мощения дорог, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей.
К концу жизни Пиранези стал одним из самых знаменитых граждан Рима. Он оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и, позже, на сюрреалистов. Сделал большое количество рисунков и чертежей, но возвел мало зданий, поэтому с его именем связывают понятие «бумажная архитектура».
В сфере практической архитектуры деятельность Пиранези была весьма скромной, хотя сам он никогда не забывал на титульных листах своих гравюрных сюит прибавить вслед за своим именем слова «венецианский архитектор». Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765).
Он исследовал древнегреческие храмы в Пестуме и создал прекрасную серию больших гравюр, посвящённых этому ансамблю.
Скончался Джованни Баттиста Пиранези 9 ноября 1778 года в Риме.

[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября #П__

4 октября В 1657 году родился Франческо СОЛИМЕНА (в Канале ди Серино, Кампания), итальянский живопи...

4 октября
В 1657 году родился Франческо СОЛИМЕНА (в Канале ди Серино, Кампания), итальянский живописец позднего барокко. Солимена - ведущий неаполитанский живописец первой половины XVII века, чей творческий путь был долгим и очень плодотворным..
Первоначальные живописные навыки получил у своего отца, Анджело Солимены, который однако всячески противился художественным наклонностям сына. Только вмешательство кардинала Орсини помогло молодому Солимену уехать в Неаполь в 1647 году и поступить в школу Франческо ди Марии, потом учеником к Джакомо дель По. Достаточно быстро художник преуспел на живописном поприще и стал знаменит не только в Неаполе, но и за его пределами. Он прославился многочисленными монументальными росписями в соборах и церквах - Сан Паоло Маджоре, Джезу Нуово, Сан Доменико Маджоре и др., за что и получил прозвище Аббате Чиччо.
Творческий стиль Солимена формировался последовательно под влиянием Л. Джордано, Ланфранко, Прети, Г. Рени и Пьетро ди Кортона. Выработанная в результате достаточно эклектичная живописная манера художника отличается строгостью композиции, четким и ясным рисунком, драматическими световыми эффектами и умелой и жесткой деталировкой фигур. Солимена был очень плодовит и написал огромное количество портретов, пейзажей, картин на исторические сюжеты. И все же к лучшим его работам относятся монументальные фрески в церкви Сан Паоло Маджоре в Неаполе.
Скончался Франческо Солимена 3 апреля 1747 году (89 лет).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября #С__

4 октября В 1895 году родился Бастер КИТОН /наст. имя – Джозеф Фрэнк Китон/ (в Пиквэ, штат Канзас),...

4 октября
В 1895 году родился Бастер КИТОН /наст. имя – Джозеф Фрэнк Китон/ (в Пиквэ, штат Канзас), великий американский комедийный актер и режиссер, сценарист и продюсер, создатель легендарных фильмов «Шерлок-младший», «Навигатор» и «Генерал». Наиболее одаренный и влиятельный комик немого кино после Чарли Чаплина.
Одним из прозвищ Китона было «Человек с каменным лицом» или «Комик без улыбки». Его способность разыгрывать на экране самые нелепые и абсурдные ситуации, сохраняя при этом совершенно невозмутимое выражение лица, многократно усиливала комический эффект его игры.
* * * * *
Мама Бастера была одной из первых в США женщин-саксофонисток, отец – актером варьете. С трех лет мальчик участвовал вместе с родителями в эстрадном номере «Трое Китон». В 1917 году он снялся в первом своем фильме «Мальчик из мясной лавки».
Фантастический успех комедий с участием Бастера Китона объяснялся несоответствием неподвижной, бесстрастной маски человека, который никогда не смеется, и изменяющихся в невероятном ритме комичных и драматичных ситуаций. Они были наполнены горькой и тонкой иронией. Интеллектуальный юмор, смешные и неожиданные ассоциации, умение найти комизм в простых, казалось бы, несмешных ситуациях, свежесть приемов выдвинули Китона в ряды значительных актеров и режиссеров немой комедии 1920-х годов.
Вершиной мастерства Бастера Китона стало его трогательное и эффектное «обращение» с локомотивом в фильме «Генерал» (1927). В противоположность театральной, зачастую сентиментальной манере игры Чаплина, Китон выполнял свои акробатические трюки с непоколебимым хладнокровием, благодаря чему завоевал репутацию «большого каменного лица».
Он проявил себя новатором в области кинематографа, позволяя себе значительную степень творческой свободы в экспериментах с кинокамерой, монтажом и такими лабораторными трюками, как наложение кадров и множественное изображение.
Пик в творчестве Китона был пройден к 1929 году, после двух фильмов, снятых на студии «МГМ» («Оператор», 1928; «Брак назло», 1929), его карьера пошла на спад.
В 1952 году он в первый и единственный раз появился на экране вместе с Чаплином (в эпизоде фильма «Огни рампы» – краткая элегия по двум отыгравшим свое клоунам пантомимы).
Снимался вплоть до 1966 года – «Вокруг света за 80 дней» (1956), «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963), «Путевой обходчик» (1965).
Скончался Бастер Китон 1 февраля 1966 года в Вудленд-Хиллз (штат Калифорния).
* * * * *
Юрий Никулин писал в своей книге «Почти серьёзно», что создавал свой цирковой образ с оглядкой на Бастера Китона как «человека с каменным лицом».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября #К__

4 октября В 1859 году родился Витторио Маттео КОРКОС (в Ливорно), итальянский художник-портретист, ...

4 октября
В 1859 году родился Витторио Маттео КОРКОС (в Ливорно), итальянский художник-портретист, мастер женского портрета.
Его работы выставлены во многих музеях, в частности, в галерее Уффици и Национальной галерее современного искусства в Риме.
* * * * *
В юном возрасте он был послан семьей во Флоренцию, где учился в Академии изящных искусств в классе Энрико Полластрини. В возрасте 19 лет Витторио жил и работал в Неаполе в студии Доменико Морелли. Работы Морелли производили большое впечатление и восхищали юного художника, повлияв на дальнейшее творчество Коркоса.
В 1880 году он переехал в Париж, подписав с художественной галереей Гупиль контракт на 15 лет. Витторио Коркос подружился с уже известными мастерами Джованни Болдини, Джузеппе де Ниттис и Винсентом ван Гогом.
В Париже он избрал модную по тем временам тему – женский портрет и жанровые сцены из жизни горожан. Витторио Коркос часто выставляется в Салоне (1881-1886) и постепенно приобретает известность.
После возвращения в Италию художник поселился во Флоренции и женился на Эмме Чабатти, вдове Ротильяно, которая ввела его в высшее флорентийское общество. Картины Коркоса были хорошо приняты в культурных и аристократических кругах.
В 1904 году он приобрел известность и в Германии, написав портреты Вильгельма II, императрицы Августы, португальской королевы Амелии, Маргариты Савойской.
Скончался Витторио Маттео Коркос 8 ноября 1933 года во Флоренции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября #К__

4 октября ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ В этот день ежегодно во всем мире отмечается Международный День ...

4 октября
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ
В этот день ежегодно во всем мире отмечается Международный День защиты животных.
Его цель – обратить внимание человека на проблемы остальных обитателей планеты Земля, добиться более серьёзного отношения общества к проблемам защиты окружающей среды, предотвратить вымирание редких видов животных.
Отмечать ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ решили на проходившем во Флоренции в 1931 году конгрессе сторонников движения в защиту природы.
Дата проведения дня защиты животных выбрана не случайно. 4 октября – день памяти о Франциске Ассизском, одном из самых почитаемых в католической церкви святых. Он считался покровителем всех животных. Легенда гласит, что братья наши меньшие совершенно не боялись этого человека и даже помогали ему, а в ответ Франциск дарил им свою любовь, заботу и почтительность.
В России Всемирный день животных был учреждён в 2000 году, по инициативе Международного фонда защиты животных.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября

4 октября В 1895 году родился Рихард ЗОРГЕ /агентурный псевдоним Рамзай/ (в Баку), советский развед...

4 октября
В 1895 году родился Рихард ЗОРГЕ /агентурный псевдоним Рамзай/ (в Баку), советский разведчик времён Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
Один из выдающихся разведчиков XX века.
* * * * *
Его отец, немецкий техник-нефтяник, скопивший состояние в 1899 году с семьёй уехал в Германию. Рихард окончил повышенную среднюю школу, рано увлёкся историей, философией, политикой.
В 1914 году он добровольцем ушёл на фронт, был ранен. Вернувшись в Германию, поступил в Берлинский университет, но, не доучившись, ушёл на Восточный фронт. В 1916 году сблизился с левыми социалистами и стал убеждённым коммунистом.
На Восточном фронте Рихард Зорге получил 3 ранения, последнее из которых делает его хромым на всю жизнь. В этом же году он был демобилизован.
Окончил университет со степенью доктора политических наук. В 1919 году вступил в Коммунистическую партию Германии (КПГ), преподавал, был редактором коммунистической газеты, работал в частном институте. За политическую деятельность подвергался репрессиям. В 1924 году Рихард Зорге переезжает в Советский Союз, принимает советское гражданство, работает в советских учреждениях, пишет ряд работ по международным отношениям.
В 1929 году Зорге был завербован руководителем советской военной разведки Я.К. Берзиным и выполнял задания в Германии, Китае. В первой половине 1930-х годов, под псевдонимом Рамзай, работал в Шанхае под видом немецкого журналиста и «истинного арийца». Он хорошо зарекомендовал себя в нацистских кругах и в 1933 году «вступил» в нацистскую партию. В том же году он прибыл в Японию в качестве сотрудника немецкой газеты. Неординарная во многих отношениях личность, тонкий аналитик, талантливый журналист, Зорге стал ценнейшим источником информации.
Созданная им в Японии организация антифашистов-интернационалистов собирала важную информацию об агрессивных планах германских и японских милитаристов перед Великой Отечественной войной и в начальный её период. Смысл работы группы Зорге заключался в предотвращении возможности войны между Японией и СССР, что им было блистательно исполнено.
Осенью 1941 года Зорге сообщил, что Япония не вступит в войну против СССР, а будет воевать на Тихом океане против США. Это позволило СССР перебросить войска на запад. Так сибирские дивизии стали той ударной силой, которая помогла выиграть битву за Москву.
После ареста в СССР Берзина и Урицкого (руководителей Зорге), уничтожения жены Екатерины Максимовой он отказывался приезжать в СССР «в отпуск» и, естественно, не пользовался доверием Сталина.
18 октября 1941 года Зорге был арестован японскими властями. В 1943 году его приговорили к смерти. Попытки обменять Зорге на японского резидента Советским Союзом не предпринимались.
Казнили Рихарда Зорге в токийской тюрьме «Сугамо» 7 ноября 1944 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября #З__

4 октября В этот день 1957 года в Советском Союзе был запущен на орбиту «Спутник-1» – первый искусс...

4 октября
В этот день 1957 года в Советском Союзе был запущен на орбиту «Спутник-1» – первый искусственный спутник Земли (ИСЗ).
Кодовое обозначение спутника – ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там» (получившего впоследствии открытое наименование – космодром Байконур) ракетой-носителем «Спутник» (Р-7).
Над созданием ИСЗ, во главе с основоположником практической космонавтики С.П. Королёвым, работали ученые М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов, Н.С. Лидоренко, В.И. Лапко, Б.С. Чекунов, А.В. Бухтияров и многие др.
Дата запуска считается НАЧАЛОМ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, а в России отмечается как памятный день Космических войск.
В пятницу, 4 октября, в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени (в 19:28:34 по Гринвичу) был совершён успешный запуск. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее 288 км.
На 314,5 секунде после старта произошло отделение спутника, и он подал свой голос. «Бип! Бип!» – так звучали его позывные. На полигоне их ловили 2 минуты, потом спутник ушёл за горизонт. Люди на космодроме выбежали на улицу, кричали «Ура!», качали конструкторов и военных. И ещё на первом витке прозвучало сообщение ТАСС: «…В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли…»
Только после приёма первых сигналов спутника поступили результаты обработки телеметрических данных, и выяснилось, что лишь доли секунды отделяли от неудачи. Один из двигателей «запаздывал», а время выхода на режим жёстко контролируется и при его превышении старт автоматически отменяется. Блок вышел на режим менее чем за секунду до контрольного времени. На 16-й секунде полёта отказала система управления подачи топлива, и из-за повышенного расхода керосина центральный двигатель отключился на 1 секунду раньше расчётного времени.
Спутник летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (преодолев около 60 млн. км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта. Из-за трения о верхние слои атмосферы спутник потерял скорость, вошёл в плотные слои атмосферы и сгорел вследствие трения о воздух.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_октября