3 мая 1840 года родился Николай Андреевич КОШЕЛЕВ (в селе Серман, Пензенская губерния), русский ист...
3 мая
3 мая
1840 года родился Николай Андреевич КОШЕЛЕВ (в селе Серман, Пензенская губерния), русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, иконописец, художник-монументалист. Академик, профессор Императорской Академии художеств, член Императорского Православного Палестинского Общества.
Автор эскизов и росписей Храма Христа Спасителя (Москва), храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург), Александро-Невского собора (Варшава) и др.
Сподвижник Ивана Крамского.
* * * * *
Выходец из семьи крепостного крестьянина, он детство провёл в Арзамасе. В этом городе находилась живописная школа академика А.В. Ступина, однако отсутствие материальных средств не позволило будущему художнику поступить в неё.
Вместо живописной школы желавший рисовать мальчик в 1851 году был отдан в услужение живописцу-ремесленнику Давыдову в Нижнем Новгороде. Ученичество оказалось неудачным, и через 2 года его взяла под своё покровительство местная помещица. Три года он жил в её семье, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники.
В 1856 году покровительница свозила Николая в Казанское художественное училище, где юноша получил несколько уроков живописи у профессионального преподавателя, итальянского художника Ботелли. Затем последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стены монастыря и, наконец, поступление в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (1860).
Занимался он сначала в качестве вольноприходящего, и только с 1863 года – в качестве постоянного ученика в классе исторической живописи под руководством А.Т. Маркова и Ф.А. Бруни.
По окончании академического курса в 1865 году Николай Кошелев был удостоен звания классного художника 1-й степени «за познания в живописи исторической и портретной».
Тогда же вступил в возглавляемую И.Н. Крамским «Санкт-Петербургскую Артель художников», послужившую впоследствии основой для «Товарищества передвижных художественных выставок». В марте 1865 года участвовал в первой провинциальной выставке «передвижников», состоявшейся в период Нижегородской ярмарки.
Осенью 1865 года преподаватель Академии художеств А.Т. Марков взялся за композицию для плафона главного купола Храма Христа Спасителя, роспись которого по его композициям делали втроём: И.Н. Крамской, Н.А. Кошелев и Б.Б. Вениг.
За работы в храме Николай Кошелев получил в 1878 году звание профессора Императорской Академии художеств.
Определённый интерес представляют его работы монументального цикла «Крестный путь» в домовой церкви святого Александра Невского Александровского подворья ИППО в Иерусалиме. Художнику удалось создать ряд полотен, отражающих эпизод за эпизодом весь Крестный путь Иисуса от Гефсиманского сада до Голгофы, затем Распятие и Сошествие в ад. В итоге создано 18 полотен, каждое 3,5 м * 2 м.
В 1895-1899 годах Кошелев выполнил эскизы для мозаик и росписей петербургского храма Спаса на Крови (Воскресения Христова на Крови). Также художник привлекался к реставрации росписей главного купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Работал над росписями Александро-Невского собора в Варшаве (росписи велись в 1900-1912 годах).
Николай Кошелев вёл живопись и рисование в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, читал курс истории искусства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1880-х – 1890-х годах был инспектором Строгановского художественно-промышленного училища.
В 1911-1912 годах участвовал в организации и проведении первого Всероссийского съезда художников.
Скончался Николай Андреевич КОШЕЛЕВ в 1918 году в Петрограде.
1840 года родился Николай Андреевич КОШЕЛЕВ (в селе Серман, Пензенская губерния), русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, иконописец, художник-монументалист. Академик, профессор Императорской Академии художеств, член Императорского Православного Палестинского Общества.
Автор эскизов и росписей Храма Христа Спасителя (Москва), храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург), Александро-Невского собора (Варшава) и др.
Сподвижник Ивана Крамского.
* * * * *
Выходец из семьи крепостного крестьянина, он детство провёл в Арзамасе. В этом городе находилась живописная школа академика А.В. Ступина, однако отсутствие материальных средств не позволило будущему художнику поступить в неё.
Вместо живописной школы желавший рисовать мальчик в 1851 году был отдан в услужение живописцу-ремесленнику Давыдову в Нижнем Новгороде. Ученичество оказалось неудачным, и через 2 года его взяла под своё покровительство местная помещица. Три года он жил в её семье, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники.
В 1856 году покровительница свозила Николая в Казанское художественное училище, где юноша получил несколько уроков живописи у профессионального преподавателя, итальянского художника Ботелли. Затем последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стены монастыря и, наконец, поступление в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (1860).
Занимался он сначала в качестве вольноприходящего, и только с 1863 года – в качестве постоянного ученика в классе исторической живописи под руководством А.Т. Маркова и Ф.А. Бруни.
По окончании академического курса в 1865 году Николай Кошелев был удостоен звания классного художника 1-й степени «за познания в живописи исторической и портретной».
Тогда же вступил в возглавляемую И.Н. Крамским «Санкт-Петербургскую Артель художников», послужившую впоследствии основой для «Товарищества передвижных художественных выставок». В марте 1865 года участвовал в первой провинциальной выставке «передвижников», состоявшейся в период Нижегородской ярмарки.
Осенью 1865 года преподаватель Академии художеств А.Т. Марков взялся за композицию для плафона главного купола Храма Христа Спасителя, роспись которого по его композициям делали втроём: И.Н. Крамской, Н.А. Кошелев и Б.Б. Вениг.
За работы в храме Николай Кошелев получил в 1878 году звание профессора Императорской Академии художеств.
Определённый интерес представляют его работы монументального цикла «Крестный путь» в домовой церкви святого Александра Невского Александровского подворья ИППО в Иерусалиме. Художнику удалось создать ряд полотен, отражающих эпизод за эпизодом весь Крестный путь Иисуса от Гефсиманского сада до Голгофы, затем Распятие и Сошествие в ад. В итоге создано 18 полотен, каждое 3,5 м * 2 м.
В 1895-1899 годах Кошелев выполнил эскизы для мозаик и росписей петербургского храма Спаса на Крови (Воскресения Христова на Крови). Также художник привлекался к реставрации росписей главного купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Работал над росписями Александро-Невского собора в Варшаве (росписи велись в 1900-1912 годах).
Николай Кошелев вёл живопись и рисование в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, читал курс истории искусства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1880-х – 1890-х годах был инспектором Строгановского художественно-промышленного училища.
В 1911-1912 годах участвовал в организации и проведении первого Всероссийского съезда художников.
Скончался Николай Андреевич КОШЕЛЕВ в 1918 году в Петрограде.