22 августа
1902 года родился Порфирий Никитич КРЫЛОВ (в деревне Щелкуново, Тульская губерния), советский график и карикатурист, живописец, член творческого коллектива Кукрыниксы (с 1924 года). Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Лауреат семи Государственных премий. Герой Социалистического Труда.
(Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова).
* * * * *
Живописи Порфирий обучался в Туле в заводской художественной изостудии (1918-1921) под руководством Г.М. Шегаля, затем поступил в московские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН), где по 1928 год учился у А.А. Осмеркина, А.В. Шевченко, в аспирантуре – у П.П. Кончаловского.
Уже в 1920-е годы Крылов с равным интересом писал портреты, пейзажи, натюрморты и современный жанр. Мотивы его картин просты, он передает в них трепет самой жизни. Даже распустившийся букет полевых цветов пишет в некоем вихревом порыве.
Над большими жанровыми картинами Крылов работал со своими неразлучными товарищами М.В. Куприяновым и Н.А. Соколовым. Вместе они составили знаменитую творческую группу Кукрыниксы и втроем вели напряженную публицистическую работу. Карикатура, книжная иллюстрация, исторические картины и пейзажи – все жанры творчества художников ознаменованы блестящими успехами.
Художественное мастерство Кукрыниксов было отмечено критиками ещё в 1930-е годы. Залогом их триумфа явилось единство взглядов и вкуса, а также большая личная дружба. Однако Крылов создал много и самостоятельных работ, камерных по характеру. Он много ездил и писал на пленэре.
Пейзажи художника свидетельствуют о его глубоком чувстве природы. Он придает значение не только общей атмосфере пейзажа, его световому, цветовому, ритмическому строю, но и предметному составу изображения, положенного в основу композиции.
Крылова очень занимают мягкое скольжение или резкие удары света, наконец, сама световоздушная среда. Необыкновенно тонки и живописны и натюрморты художника.
Произведения Крылова экспонировались на многих художественных выставках в России и за рубежом. Они находятся в собраниях ГТГ, ГРМ, художественного музея его имени в Туле, в галерее Уффици во Флоренции, и других зарубежных музеях и частных коллекциях.
Скончался Порфирий Никитич КРЫЛОВ 15 мая 1990 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
22 августа
1901 года родился Дмитрий Николаевич ЧЕЧУЛИН (в городе Шостка, Черниговская губерния, Российская губерния; ныне Сумская область Украины), советский зодчий, главный архитектор города Москвы в 1945-1949 годах. Академик АХ СССР. Народный архитектор СССР. Герой Социалистического Труда.
При проектировании часто использовал элементы классической архитектуры.
* * * * *
Выходец из семьи мастера порохового завода, он учился в церковно-приходской школе, затем – в городском четырёхклассном начальном училище. С 16 лет работал на Шосткинском пороховом заводе (цеховым рабочим, подмастерьем, лаборантом, мастером). Одновременно учился на химическом отделении заводского политехнического техникума. Имея навыки рисования, тогда же, Дмитрий оформлял спектакли и представления в Шосткинском Народном доме.
В 1921 году он добровольно вступает в Красную армию и направляется на службу в караульный батальон, где его привлекли к выпуску агитационных плакатов.
В 1929 году окончил архитектурный факультет московского Высшего художественно-технического института, в 1936 году – Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР (научный руководитель А.В. Щусев).
Архитектурную деятельность Чечулин начинает в 1930-х годах: строит ряд объектов в Куйбышеве, Воронеже, Брянске, Архангельске и др. После перехода в 1932 году в систему Моссовета в качестве помощника Щусева участвовал в строительстве Москворецкого моста, Театра имени В.Э. Мейерхольда (ныне Концертный зал имени П.И. Чайковского). Строил Театр оперы и балета в Ташкенте и др.
В предварительном конкурсе на проект Дворца Советов получил первую премию (1931, совместно с А.Ф. Жуковым).
К этому же времени относится проектирование и строительство станций московского метрополитена: «Комсомольская» (1935), «Киевская-радиальная» (1937-1938), наружные павильоны станции «Динамо» (1938).
Вместе с А. Г. Мордвиновым становится пионером массового поточного строительства жилых домов. Во время войны – начальник АПУ, председатель Московского отделения союза архитекторов.
В качестве главного архитектора города Москвы (1945-1949) Дмитрий Чечулин участвовал в разработке и осуществлении генерального плана реконструкции столицы. Автор проектов многих сооружений и архитектурных ансамблей.
В 1944 году по проекту Чечулина (совместно с Посохиным и Мдоянцем) было реконструировано и надстроено здание Моссовета на Тверской улице, построена гостиница «Пекин»; в 1950-х годах вместе с А.К. Ростковским было возведено одно из лучших высотных зданий Москвы на Котельнической набережной.
Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (МВХПУ).
Опубликовал около 40 книг, брошюр, монографий и статей по вопросам архитектуры, градостроения и проектного дела.
По приглашению Ф.Ф. Федоровского участвовал в качестве театрального художника в оформлении ряда постановок Большого театра, Студии В.Н. Пашенной и др.
Под руководством Мейерхольда по проекту Чечулина была создана модель массового синтетического театра с огромным залом, идея которого в эти годы активно продвигалась при поддержке А.В. Луначарского.
В 1981 году было окончено строительство последнего крупного здания, сооруженного по проекту Чечулина и его мастерской – Дом Советов РСФСР (ныне Дом Правительства России) на Краснопресненской набережной. В нем был использован композиционный прием, впервые примененный Чечулиным еще в середине 1930-х годов при проектировании Дома Аэрофлота.
Скончался Дмитрий Николаевич ЧЕЧУЛИН 29 октября 1981 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
* * * * *
Мастерской Чечулина было поручено проектирование огромной комфортабельной гостиницы «Россия» (1967-1970) на 6 тысяч человек. Это сооружение вызвало противоречивые отклики. В градостроительном отношении сооружение огромного здания вдоль берега Москвы-реки, отгородившее от воды старинный район города с его древними храмами и колокольнями, признано ошибкой.
22 августа
1891 года родился Жак ЛИПШИЦ /имя при рождении – Хаим-Яков Абрамович Липшиц/ (в городке Друскеники, Гродненская губерния, Российская империя; ныне Друскининкай, Литва), французский и американский скульптор.
Представитель плеяды мастеров так называемой парижской школы, объединившей и французов, и уроженцев многих других стран мира, чьё творчество сложилось в интернациональной атмосфере мировой столицы на протяжении 1910-х годов и выявило свою художественную зрелость после I-й мировой войны.
* * * * *
Сын фабриканта, он обучался в хедере, в коммерческом училище в Белостоке, затем в Виленском реальном училище.
В 1909 году переехал в Париж, где учился в Школе Искусств и Академии Жюлиана. Там будущий скульптор познакомился и стал дружить с Пикассо, Модильяни и Грисом. В 1911 году отец Хаима разорился, финансовая помощь прекратилась и ему пришлось подрабатывать разносчиком фруктов и подмастерьем у других скульпторов. В 1914 году познакомился с поэтессой Бертой Китросер, которая вскоре стала его женой.
Творчество кубистов оказало влияние на молодого скульптора. В 1913-1914 годах в таких работах Липшица, как композиции «Матрос с гитарой», «Акробат на лошади», появились геометрические формы. В период 1914-1918 годов он создавал скульптуры в стиле кубизма – абстрактные фигуры с накладывающимися друг на друга плоскостями различных поверхностей. Кубистам была важна не внешняя форма, а содержание – раскрытие внутренней сущности и духовного мира человека.
В 1922 году Липшиц вступил в художественную группу «Новый дух». Слава пришла к нему относительно быстро. К концу 1920-х годов он стал одним из самых востребованных скульпторов Франции, считалось престижным заказать у него работу.
В своих ранних произведениях Липшиц проявил себя сторонником радикальных форм кубизма, однако позже смягчил тяжёлые и резкие формы своих скульптур, сделав их более утончёнными. Работал также модельером мебели и декоратором. Его большей частью выполненная в виде фигур человеческого тела пластика выглядит порой абстрактными арабесками, будит своей загадочностью фантазию у зрителя.
Переломным моментом в творчестве скульптора стал переход к экспрессивному натуралистическому стилю, которым можно охарактеризовать композиции «Мать и дитя» (1930), «Возвращение блудного сына» (1931).
В 1935 году Липшиц совершил поездку в Советский Союз. Здесь скульптор исполнил две работы – заказной портрет Ф.Э. Дзержинского и один из вариантов скульптуры «Радость жизни». Как человека его поражает размах строительства в СССР, а как художника – значимость пластики в создании архитектурно-скульптурного синтеза.
С приходом к власти Гитлера в сюжетах произведений нашли отражение политические и нравственные проблемы того времени. Скульптор не мог остаться равнодушным к появлению нацизма. Своё подавленное духовное состояние мастер выразил с помощью символических, библейских и мифологических сюжетов, таких, как «Борьба Иакова с ангелом» (1932) и «Похищение Европы» II (1938). Некоторые из его произведений 1930-х годов, сохраняя черты символизма, несли в себе явные антифашистские настроения. Одна из них, «Прометей с орлом», высотой 9 метров, была представлена на Всемирной выставке 1937 года в Париже.
Вообще тема битвы Прометея с хищным орлом стала сквозной для искусства скульптора. Один из вариантов «Прометея» Липшиц исполнил в 1942-1944 годах для здания бразильского Министерства национального образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. В послевоенные годы продолжил разрабатывать пластическую тему единоборства Прометея с орлом, выполнив второй вариант «Прометея, удушающего орла» (1944-1953).
В 1941 году, после оккупации Франции немецкими войсками, Липшиц бежал из Парижа в США и осел в Нью-Йорке, где его работы нашли большое признание в художественных кругах. В 1946 году вернулся в Париж, но вскоре снова уехал в США, в 1958 году получил американское гражданство.
В Европу скульптор возвращается незадолго до смерти.
Скончался Жак ЛИПШИЦ умер 26 мая 1973 года на острове Капри (Италия), похоронен в Иерусалиме.
22 августа
В 1937 году родился Леопольд Романович ЦЕСЮЛЕВИЧ (в Риге), советский, российский художник-живописец, график, публицист, рериховед, переводчик, педагог, общественный деятель. Член Союза художников СССР и России. Заслуженный художник России.
Работал в жанре тематической картины, портрета, пейзажа.
* * * * *
В 1961 году окончил Академию художеств Латвийской ССР. Большое воздействие на его художественное мышление оказали Отто Скулме – ректор Академии художеств и народный художник СССР Эдуард Калныньш.
После службы в армии последовал совету Ю.Н. Рериха переехал жить на Алтай, в Барнаул. Занимался преподавательской работой. Неоднократно избирался членом правления Алтайской организации Союза художников России.
Многие из его картин посвящены взаимоотношению человека и природы, проблемам духовности: «Звездный свет. Астроном», «Время рассвета», «Снега России», цикл «Янтарный край», «Руки творящие». Леопольд Цесюлевич – участник краевых, зональных, республиканских, всесоюзных, международных, зарубежных выставок с 1964 года.
Он много лет (вместе с И.Р. Рудзите) посвятил исследованию алтайского этапа Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха. Художник – один из основателей Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, инициатор создания картинной галереи в Алтайском государственном университете.
Скончался Леопольд Романович ЦЕСЮЛЕВИЧ 24 июня 2017 года в Барнауле.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_августа #Ц__
22 августа
В 1867 году родился Сергей Сергеевич СОЛОМКО (в Санкт-Петербурге), русский художник, превосходный акварелист, график, иллюстратор. Член Петербургского товарищества художников.
* * * * *
Выходец из потомственных дворян, он детство провел в Стрельне в Константиновском дворце. Искусству рисования и живописи обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Был также вольнослушателем в Императорской Академии художеств в Петербурге.
По окончании обучения Сергей Соломко работал сразу в нескольких журналах в качестве иллюстратора («Север», «Нива», «Мир искусства», «Шут» и др.). Помимо этого сотрудничал с издательством Алексея Суворина, где оформил произведения А. Пушкина, А. Чехова, М. Лермонтова, Н. Гоголя, занимался созданием открыток, афиш для театра и художественным оформлением театральных постановок. Искусство этого художника замечательно именно своей русскостью и славянизмом. Сергей Соломко часто обращался к старым костюмам, образам и традициям древней и средневековой Руси, что сделало его творчество для зрителей нашей страны знакомым и понятным.
Пиком популярности и востребованности художника стали 1900-е годы. Известность ему принесли работы в области ювелирного искусства и костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой Карла Фаберже. В 1903 году он исполнил эскизы древнерусских костюмов для костюмированного бала в Зимнем дворце.
С 1910 года Соломко постоянно жил в Париже, продолжая активно участвовать в художественной жизни России, принимать участие в выставках. В 1916 году работал по заказам Комиссии для сбора и хранения трофеев войны и увековечивания её в памяти потомства, занимавшейся созданием музея I-й мировой войны. По просьбе Комиссии, писал портреты кавалеров ордена Русского экспедиционного корпуса во Франции. Известны два примера его работ для крупнейших балерин начала XX века – Матильды Кшесинской и Анны Павловой.
В 1921 году Соломко участвовал в выставке художников Императорской Академии художеств Петрограда, открытой в парижской галерее Магеллан. В 1925 году принимал участие в создании Русского художественно-промышленного института в Париже.
Скончался Сергей Сергеевич СОЛОМКО 2 февраля 1928 году в Русском доме («Русский дом престарелых во Франции») города Сент-Женевьев-де-Буа.
--------------------------------------—
Смотри галерею работ художника по ссылке:
http://gallerix.ru/album/Solomko
--------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_августа #С__
22 августа
В 1912 году родился Александр Павлович КИБАЛЬНИКОВ (в деревне Орехово, Саратовская губерния; ныне Волгоградская область), советский скульптор-монументалист. Народный художник СССР. Лауреат трех Государственных премий. Действительный член АХ СССР.
Член художественного совета Министерства культуры СССР, автор памятника Маяковскому в Москве, Чернышевскому – в Саратове, Есенину – в Рязани.
* * * * *
Выходец из семьи крестьянина, он в 1927-28 годах трудился рабочим на заводе в Саратове, в 1929-32 годах обучался на живописном отделении в городском художественно-промышленном техникуме (ныне Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова). Затем переехал в Москву, работал по творческим договорам в разных городах, выполнял работу художника и декоратора в театрах, делал модели кукол, создавал плакаты, оформлял стенды, продолжая заниматься скульптурой.
В период 1935-38 годов Кибальников служил в РККА, но продолжал заниматься искусством: выполнял различные художественные работы, оформлял спектакли, ставившиеся в клубе летного училища в городе Энгельс, совершенствовался как скульптор. С успехом участвовал в ряде армейских художественных конкурсов.
С 1938 года работал художником-декоратором в Курском драматическом театре, в конце 1939 года вернулся в Саратов.
Во время Великой Отечественной войны участвовал в агитационной работе, военная тема нашла отражение в его творчестве. Был активным участником саратовских «Окон ТАСС», создал цикл скульптурных произведений, посвященных воинам Советской Армии, партизанам. Первыми послевоенными работами Кибальникова были многочисленные портреты современников.
С 1949 года скульптор с семьей жил в Москве. В 1953 году состоялось открытие памятника Н.Г. Чернышевскому в Саратове.
Также Александр Кибальников – автор памятников В.И. Ленину (архитектор Менякин Ю.И.), К.А. Федину (скульпторы – А.П. Кибальников, В.Н. Протков; архитектурная часть – архитектор Ю.И. Менякин), А.Н. Радищеву (все в Саратове), мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» в Бресте (совместно с А.О. Бембелем, В.А. Королём), П.М. Третьякову у Третьяковской галереи, бюста Маяковского на станции метро «Маяковская», надгробных памятников В.В. Маяковскому, Н.Ф. Погодину и советским кинорежиссерам и сценаристам братьям Васильевым на Новодевичьем кладбище.
В 1961 году бронзовая фигура «К солнцу!» работы Кибальникова была установлена перед фасадом одного из зданий ООН в Женеве.
В 1963-66 годах являлся Председателем правления Московского отделения Союза художников РСФСР.
Скончался Александр Павлович КИБАЛЬНИКОВ 5 сентября 1987 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_августа #К__
22 августа
В 1920 году родился Рэй Дуглас БРЭДБЕРИ /полное имя – Раймонд Дуглас БРЭДБЕРИ; второе имя дано в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса/ (в Уокигане, штат Иллинойс), знаменитый американский писатель-фантаст, известный по антиутопии «451 градус по Фаренгейту», циклу рассказов «Марсианские хроники» и частично автобиографическому роману «Вино из одуванчиков».
Им создано более 800 разных литературных произведений, в том числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений. Его истории легли в основу нескольких экранизаций, театральных постановок и музыкальных сочинений.
Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки.
Пьесы Брэдбери были хорошо приняты публикой, главное достижение Брэдбери заключается в том, что он сумел пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него были на периферии современной культуры.
* * * * *
Его отец – потомок англичан-первопоселенцев, мать – шведка по происхождению.
В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии.
Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году, наконец, не было опубликовано первое его крупное произведение – «Марсианские хроники». Затем (в первых номерах журнала «Playboy») – повесть «451 градус по Фаренгейту». После этого его слава разрослась до всемирной.
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не являлся фантастом, т.к. его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастических произведений у него лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери являлся обладателем нескольких наград в области фантастики (помимо множества общелитературных премий).
Рассказы же составляют самую большую по объёму часть творчества Брэдбери. В них заключено, пожалуй, всё то, за что Рэя Брэдбери любят, ценят и признают мэтром литературы. Не умаляя значения крупных, «серьёзных» произведений, повестей и романов, стоит признать, что именно в этой форме литературного творчества писатель достиг верха мастерства.
На протяжении всей жизни Брэдбери демонстрировал интерес к науке и говорил о слабых сторонах человечества, которые способны привести его к грани самоуничтожения. Эти элементы являются отличительными чертами фантастики Брэдбери, которая оказала значительное влияние на литературу. Своими живыми, волнующими воображение рассказами, написанными свежим, поэтическим стилем, Брэдбери сумел популяризировать жанр научной фантастики, сделав возможным его своеобразное возрождение.
Скончался Рэй Дуглас Брэдбери 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе.
* * * * *
Семь вдохновляющих цитат от Рэя Брэдбери:
1. «Не думайте. Мышление – это враг творчества. Это самосознание, и все, что является самосознательным – довольно страшное. Вы не можете попробовать делать что-то, вы просто должны делать это».
2. «Я знаю, что вы слышали это тысячу раз. Но это правда – тяжелый труд окупается. Если вы хотите быть классным, вы должны практиковаться, практиковаться, практиковаться. Если вы не любите что-то, то не делайте этого».
3. «Люди должны учить себя сами – вы можете получить полное образование без денег. В свои 10 лет я прочитал все книги в библиотеке, и написал тысячи историй ».
4. «Вы должны прыгать со скал каждый раз, и каждый раз строить себе крылья на пути вниз».
5. «Любовь и является ответом на все вопросы. Это единственная причина, чтобы сделать что-нибудь. Если вы не пишете рассказы, которые вы любите, вы никогда не сделаете этого. Если вы не пишете рассказы, которые любят другие люди, вы никогда не создадите этого».
6. «Наполните свой взгляд увлечением и живите так, будто на 10 секунд должны умереть. Увидьте свет. Это фантастичнее, чем любые мечты, сделанные на заводах».
7. «Я думаю, что жизнь слишком серьезна, чтобы воспринимать ее всерьез».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_августа #Б__
22 августа
В 1862 году родился Клод Ашиль ДЕБЮССИ (в Сен-Жермен-ан-Ле; пригород Парижа), известный французский композитор, музыкальный критик.
Его музыку относят к импрессионизму. Сам же композитор этот термин никогда не любил.
Дебюсси был одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.
* * * * *
Первым учителем музыки юного дарования была Антуанетта-Флора Моте, теща знаменитого поэта Верлена. Она обучала его игре на фортепиано.
В 11 лет Клод поступил в Парижскую консерваторию. Свои первые романсы он начал писать с 1876 года. В период 1879-82 годов Дебюсси стал «домашним пианистом», проводя свои летние каникулы то в замке Шенонсо, то совершая путешествие по всей Европе, и что позволило ему познать музыку разных стран и традиций. Он остался под сильным впечатлением произведений композиторов петербургской школы.
Дебюсси любил экспериментировать в области музыкальной гармонии, за что получил репутацию революционера. Но даже это не помешало ему в 1884 году получить Римскую премию за кантату «Блудный сын».
Затем 2 года своей жизни провел в Риме, ознакомившись там с поэзией прерафаэлитов. Под этим влиянием он пишет поэму «Дева-избранница». Также Дебюсси увлекся экзотическими, яванским и аннамитским, оркестрами, с которыми познакомился в 1889 году, побывав на Всемирной выставке в Париже. Его приводят в восторг произведения Мусоргского.
В 1890 году он увлекается поэтом-символистом С. Малларме и начинает постоянно посещать его кружки. Впервые знакомится с творчеством Эдгара По, который остается его любимым писателем на протяжении всей жизни.
Увлекся Дебюсси импрессионизмом и в живописи. В 1894 году в Брюсселе проходит его первый концерт в художественной галере «Свободная эстетика» на фоне великих полотен мастеров Гогена, Ренуара, Писсарро и др.
В конце XIX века визуальные и поэтические ассоциации композитора расширяют свои горизонты. Его творчество считается продолжением импрессионизма в изобразительном искусстве и символизма в поэзии. В этот период творчества, в 1892-93 годах, рождается струнный квартет соль минор, где отображается веяние восточных мелодий, вокальная серия «Лирической прозы».
В 1899 году Клод Ашиль завершает свои Ноктюрны, а через 3 года и вторую редакцию известной оперы «Пеллеас и Мелисанда». Последняя вызывает фурор в апреле 1902 года, когда ее показали в Париже в «Опере-комик». Композитор смешал в ней психологическую утонченность с проникновенной поэзией, придав новизны инструментальному и вокальному выражению. Эту оперу многие начинают сравнивать с творчеством Вагнера, а иногда даже вознося на высший уровень. В следующем году рождается музыкальный цикл «Эстампа», в котором отображаются черты характерные только творчеству Дебюсси.
Буря на личном фронте не мешает ему творить свои оркестровые произведения, которое впоследствии станут одними из лучших. Это три симфонических наброска вокального цикла под названием «Море», которое впервые исполниться в 1905 году, еще один цикл «Трех песен Франции» (1905 год) и вторая запись по стихам Верлена «Галантные празднества» (1904).
Не смотря на свою популярность и любовь слушателей, Дебюсси живет в малых достатках и очень часто болеет. Он должен много, неустанно и плодотворно работать. В 1901 году он начинает печатать в небольшой периодической печати свои рецензии о музыкальной жизни страны. Их соберет воедино уже после смерти композитора Господин Крош. Сборник выйдет в свет в 1921 году. В период 1905-08 годов появятся фортепианные произведения – «Образы» и сюита «Детский уголок», посвященная своей дочери Шушу.
Для того чтобы прокормить семью, Клод решает сделать несколько концертных выездов, но ухудшается состояние его здоровья (с 1909 года у него обнаружен рак). Он побывает в Англии, России, Италии и во многих других странах, где сам будет дирижировать свои произведения. В 1910-13 году вышли в свет две его тетради записей прелюдий для фортепиано, в которых можно проследить большое развитие характерного для композитора фортепианного «звукоизобразительного письма».
В 1913 году он пишет музыку к балету «Игры» выражая таким образом свою давнюю любовь к этому виду искусства. Позже балет будет представлен труппой Сергея Дигилева «Русские сезоны» в Лондоне и Париже.
В том же 1913 году музыкант начинает писать музыку к детскому балету «Ящик с игрушками», однако инструментировать ее будет уже Капле после смерти автора. Такую активную работу композитора приостановит I-я мировая война. В 1915 году выйдут лишь фортепианные произведения, среди которых будет и посвященный памяти Шопена «Двенадцать этюдов».
Скончался Клод Ашиль Дебюсси 26 марта 1918 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_августа #Д__
22 августа
В 1908 году родился Анри КАРТЬЕ-БРЕССОН (в Шантелу-ан-Бри, недалеко от Парижа), французский фотограф, один из выдающихся фотографов XX века, фотохудожник, отец фоторепортажа и фотожурналистики.
Анри Картье-Брессон:
• «Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно… Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю…»
• «Снимать – значит определить сразу и в доли секунды событие и точную организацию визуальных форм, которые выражают и определяют это событие. Это значит выстроить голову, глаз… вдоль одной линии. Это способ жить».
* * * * *
Живописью он интересовался с юности, его дядя Луи, художник, ввел Анри в мир искусства. В дальнейшем учился в мастерской художника Андре Лота. В 1929 году посещал лекции по живописи в Кембриджском университете. Выдающиеся фотографии Картье-Брессона во многом обязаны его образованию как художника и графика.
В 1930 году он отправился в путешествие в Африку, а вернувшись в 1932 году, решил посвятить себя фотографии. Его очень впечатлили снимки, сделанные Эженом Атже и Андре Кертесом, но более всего его подтолкнул к фотоискусству снимок, сделанный Мартином Мункачи в 1929-м или 1930 году, на котором изображены трое чернокожих людей, голышом бросающиеся в волны озера Танганьики (Танзания). Он высоко оценил эстетику этой фотографии и восхищенно писал: «О! Это можно сделать при помощи фотоаппарата!!». В том же году он приобрел новинку тогдашнего рынка, фотоаппарат фирмы «Leica» – лёгкую 35-миллиметровую камеру, позволившую ему достичь необходимого мастерства в той фотографии, к которой он имел склонность.
Первая выставка фоторабот Картье-Брессона состоялась в 1933 году в Испании. С 1936 года он работал ассистентом французского режиссера Жана Ренуара.
В годы II-й мировой войны Картье-Брессон служил капралом во французской армии. Был захвачен в плен, но бежал и вступил в ряды сопротивления. В 1945 году по заказу американской службы военной информации снял фильм «Возвращение» – глубокую и трогательную картину о возвращении военнопленных во Францию.
В 1947 году Картье-Брессон стал одним из основателей объединения фоторепортеров «Magnum photos» в Нью-Йорке, США. Это агентство было создано в ответ на тот грабеж фотографов, которым занялись в те годы многие западные агентства и журналы. В агентстве-кооперативе «Магнум фото» фотографы оставались полностью собственниками своих фоторабот, что было невероятным нововведением для тех лет.
Картье-Брессон работал в Китае, Индонезии, Египте и многих других странах. Дважды в 1954 и 1972 годах посещал СССР. Он стал первым западным фотографом, которому было позволено приехать в Советский Союз после смерти Сталина. Является автором книги «О России» (1973). Фотографии, сделанные им во время поездок в СССР, можно было увидеть в Большом Манеже, на выставке, проходившей в 2000 году в Москве.
Как фотограф работал для таких журналов как «Вог», «Лайф» и «Харперс базар». В 1947 году была организована первая большая выставка его работ в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Выставки были организованы также в Париже, Милане, Токио и Кёльне. Многие годы оставался старейшиной цеха французских фотографов. На альбомах его фотографий выросли сотни лучших фотографов страны.
Способности и методы работы Анри Картье-Брессона стали легендами в мире фотографии: например, он прославился своей способностью оставаться «невидимым» для людей, которых снимал. Бликующие металлические части своего фотоаппарата заклеил черной изолентой, чтобы они не блестели. Брессон никогда не печатал и не проявлял пленку самостоятельно.
Также он известен тем, что старался снимать любую сцену в момент достижения наивысшего эмоционального напряжения сопряженного с его ощущением изобразительной формы. Он называл это «решающим моментом» (широко известное выражение в фотографическом мире), которое для Картье-Бресснона означало «моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию».
Об отношениях Картье-Брессона со временем Л. Кирштейн, писатель и специалист в области культуры и искусства, говорил, что Картье-Брессон «постоянно боксировал со временем, время было одновременно противником и товарищем … чтобы быть пораженным и нокаутированным; они танцуют вокруг мгновения, ожидая открытия, чтобы зафиксировать его, остановить, победить».
Но для т.н. решающего момента, не только пойманного, но и эстетично зафиксированного, кроме большой чувствительности и понимания природы человека, которыми Анри Картье-Брессон обладал в высочайшей степени, требуется утонченная работа с художественной формой, с геометрией внутрикадрового пространства, умение создавать изысканные визуальные метафоры и т.д. Словосочетание «решающий момент» сделалось названием его книги.
В 1952 году была опубликована книга Картье-Брессона «Решающий момент», в которую вошли около 100 лучших его фотографий.
В дальнейшем в свет вышли еще 4 альбома мастера – «Европейцы», «Москвичи» (оба в 1955), «Мир Анри Картье-Брессона» (1968, в котором помещены фотографии за 40 лет), «Лицо Азии» (1972 и 1974). В конце 1960-70-х годах Картье-Брессон снимал фильмы, в частности «Калифорнийские впечатления» (1969) и «Южные снимки» (1971).
Сохранением десятков тысяч знаменитых фоторабот Картье-Брессона занимается в Париже созданный в 2003 году «Фонд Анри Картье-Брессона». Сам фотограф, который всегда придерживался связи законов фотографии с живописью, с 1970 года создал немало картин и произведений графики. С 1975 года практически оставил фотографию, отдав предпочтение графике (которой занимался на протяжении всей жизни) и, по собственному признанию, вынимал фотоаппарат из чехла время от времени для того, чтобы сделать портрет, камерный снимок.
Скончался Анри Картье-Брессон 3 августа 2004 года в Монжюстене (Франция).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_августа #Б__