14 февраля В 1813 году родился Александр Сергеевич ДАРГОМЫЖСКИЙ (в селе Троицком, Тульская губерния...
14 февраля
14 февраля
В 1813 году родился Александр Сергеевич ДАРГОМЫЖСКИЙ (в селе Троицком, Тульская губерния), русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века.
Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.
В течение долгих лет его имя связывалось исключительно с оперой «Каменный гость» как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы. Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей, она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды», но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами.
Другая его опера – «Русалка» – также стала значительным явлением в истории русской музыки – это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы.
В XX веке интерес к музыке Даргомыжского возродился: его оперы ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли в «Антологию русской симфонической музыки», а романсы стали неотъемлемой частью репертуара певцов.
* * * * *
Отец будущего композитора – банковский служащий при министерстве финансов, мать – образованная женщина, сочиняла стихи и даже печаталась. В семье было шестеро детей. Все они воспитывались дома, в традициях дворянства, получили хорошее образование и унаследовали от матери любовь к искусству.
Александр с ранних лет он пытался сочинять музыкальные композиции – различные фортепианные вариации, рондо и пьесы. Они не были индивидуальны и не представляли особого интереса, но несмотря на это молодой Даргомыжский считался талантливым пианистом.
Осенью 1827 года он, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В этот период Даргомыжский нередко музицировал дома и посещал оперный театр, основой репертуара которого были сочинения итальянских композиторов.
Весной 1835 года он познакомился с Михаилом Глинкой, с которым играл на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. Глинка также передал Даргомыжскому конспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена. Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать крупное сценическое произведение.
Фиаско с «Эсмеральдой» в 1839 году привело Александра Сергеевича к временному отстранению от «большой музыки» и написанию небольших, но известных произведений, например «В крови горит огонь желанья…», «Влюблён я, дева-красота…», «Лилета», «Ночной зефир», «Шестнадцать лет» и др.
Новый виток в деятельности Даргомыжского связан с его путешествием по Европе и знакомствами с Обером, Мейербером, Фетисом. Однако кантата «Торжество Вакха» (1840-е годы) не была оценена, т.к. оказалась слаба и малоинтересна.
В результате непризнанный пока современниками Александр Даргомыжский занялся преподаванием уроков пения.
В 1853 году он дал имевший большой успех концерт, который и стимулировал его на создание оперы «Русалка». Первоначальная постановка оперы была неудачной, но впоследствии она стала популярной благодаря новаторским речитативам.
Самый значительный этап в творчестве Даргомыжского ознаменован написанием реформаторских произведений – оркестровых и вокальных пьес, полных драматизма, комизма и тонкой иронии. В этот период середины 1850-х годов Даргомыжский был представлен композиторам «балакиревского кружка» – Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргскому, Н.А. Римскому-Корсакову.
Последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость» по одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Он трудился с упоением, но так и не успел закончить сочинение. Завершил оперу Кюи, а инструментовал Римский-Корсаков. «Каменный гость» был поставлен в Петербурге в 1872 году. Использование в музыке этой оперы интонаций обычной бытовой речи (метод так называемого интонационного реализма) явилось смелым новаторством и дало толчок для дальнейшего развития оперного жанра.
В конце своей жизни композитор получил истинное признание: он стал членом комитета (1860), а затем директором Санкт-петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества.
Скончался Александр Сергеевич Даргомыжский 17 января 1869 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры, неподалёку от могилы Глинки.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_февраля #Д__
В 1813 году родился Александр Сергеевич ДАРГОМЫЖСКИЙ (в селе Троицком, Тульская губерния), русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века.
Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.
В течение долгих лет его имя связывалось исключительно с оперой «Каменный гость» как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы. Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей, она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды», но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами.
Другая его опера – «Русалка» – также стала значительным явлением в истории русской музыки – это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы.
В XX веке интерес к музыке Даргомыжского возродился: его оперы ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли в «Антологию русской симфонической музыки», а романсы стали неотъемлемой частью репертуара певцов.
* * * * *
Отец будущего композитора – банковский служащий при министерстве финансов, мать – образованная женщина, сочиняла стихи и даже печаталась. В семье было шестеро детей. Все они воспитывались дома, в традициях дворянства, получили хорошее образование и унаследовали от матери любовь к искусству.
Александр с ранних лет он пытался сочинять музыкальные композиции – различные фортепианные вариации, рондо и пьесы. Они не были индивидуальны и не представляли особого интереса, но несмотря на это молодой Даргомыжский считался талантливым пианистом.
Осенью 1827 года он, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В этот период Даргомыжский нередко музицировал дома и посещал оперный театр, основой репертуара которого были сочинения итальянских композиторов.
Весной 1835 года он познакомился с Михаилом Глинкой, с которым играл на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. Глинка также передал Даргомыжскому конспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена. Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать крупное сценическое произведение.
Фиаско с «Эсмеральдой» в 1839 году привело Александра Сергеевича к временному отстранению от «большой музыки» и написанию небольших, но известных произведений, например «В крови горит огонь желанья…», «Влюблён я, дева-красота…», «Лилета», «Ночной зефир», «Шестнадцать лет» и др.
Новый виток в деятельности Даргомыжского связан с его путешествием по Европе и знакомствами с Обером, Мейербером, Фетисом. Однако кантата «Торжество Вакха» (1840-е годы) не была оценена, т.к. оказалась слаба и малоинтересна.
В результате непризнанный пока современниками Александр Даргомыжский занялся преподаванием уроков пения.
В 1853 году он дал имевший большой успех концерт, который и стимулировал его на создание оперы «Русалка». Первоначальная постановка оперы была неудачной, но впоследствии она стала популярной благодаря новаторским речитативам.
Самый значительный этап в творчестве Даргомыжского ознаменован написанием реформаторских произведений – оркестровых и вокальных пьес, полных драматизма, комизма и тонкой иронии. В этот период середины 1850-х годов Даргомыжский был представлен композиторам «балакиревского кружка» – Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргскому, Н.А. Римскому-Корсакову.
Последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость» по одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Он трудился с упоением, но так и не успел закончить сочинение. Завершил оперу Кюи, а инструментовал Римский-Корсаков. «Каменный гость» был поставлен в Петербурге в 1872 году. Использование в музыке этой оперы интонаций обычной бытовой речи (метод так называемого интонационного реализма) явилось смелым новаторством и дало толчок для дальнейшего развития оперного жанра.
В конце своей жизни композитор получил истинное признание: он стал членом комитета (1860), а затем директором Санкт-петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества.
Скончался Александр Сергеевич Даргомыжский 17 января 1869 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры, неподалёку от могилы Глинки.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_14_февраля #Д__