21 августа 1872 года родился Обри Винсент БЁРДСЛЕЙ /БЁРДСЛИ/ (в Брайтоне, графство Суссекс), извест...
21 августа
21 августа
1872 года родился Обри Винсент БЁРДСЛЕЙ /БЁРДСЛИ/ (в Брайтоне, графство Суссекс), известный английский художник-график, иллюстратор, крупнейший мастер стиля модерн, декоратор, музыкант, поэт, «гений миниатюры».
Один из виднейших представителей английского эстетизма и модерна 1890-х годов.
* * * * *
В семье рано поняли, что Обри – вундеркинд. Рисовать сын начал с четырёх лет, под влиянием матери рано пристрастился к английской и французской литературе, благодаря её урокам музыки он осознал свой незаурядный талант. Он занимался с известными пианистами и, как результат, в 11 лет сочинял музыку и стихи, которые отличались редким изяществом, а с марта 1881 года вместе с сестрой Мейбл давал концерты, на которые собирались до 3000 человек.
Систематического же художественного образования Обри не получил, ограничившись тремя месяцами занятий в Вестминстерской художественной школе под руководством профессора Ф. Брауна в 1891 году. Европейское искусство Бёрдслей изучал в музеях Англии и Франции, проявив особый интерес к наследию Мантеньи, Боттичелли, Дюрера.
Творчество мастера интеллектуально в своей основе, важнейшим источником которого была литература (Бёрдслей и сам был автором утонченной прозы и поэзии). Книги стали стержнем и смыслом его творческой жизни. Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами. Его огромное наследие – это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи, экслибрисы.
Бёрдслей дорожил своей репутацией меломана и библиофила. Его любовно собранная огромная библиотека восхищала, как и блестящее знание коллекций Британского музея и Национальной галереи.
Он в оригинале читал греческих и латинских авторов и «часто поражал учёных остротой восприятия всех тонкостей». Слава настигла его в 1892 году, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура».
Как художник, Бёрдслей первоначально испытывал влияние У. Морриса и Берн-Джонса. Важным стало изучение японских гравюр, с их гармонией линии и пятна. Глубокое проникновение в традиции японского искусства позволило ему создать удивительный синтез Запада и Востока в собственных рисунках. Мастерски виртуозная линия Бёрдслея, играющая с черными и белыми пятнами силуэтов, буквально в год-два сделала его всемирно известным художником.
Открытие стиля Бёрдслея очень сильно повлияло на современное ему искусство в целом, из корешков и вензелей «выросли» множественные направления модерна и авангарда, образовались школы, не утихали и не утихают споры.
Его творчество оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейского искусства вплоть до плаката, рекламы и модных журналов. Не остались равнодушными к нему и русские художники рубежа XIX–XX веков. Наиболее крупные из них – Константин Сомов и Лев Бакст. Именно Обри Бёрдслею отдают должное за появление таких удивительных произведений в области архитектуры, как поздние работы Федора Шехтеля и Антонио Гауди, именно Бёрдслей привлек интерес всего мира к графике стиля модерн.
В период 1894-1896 годов (в это время к нему приходит невиданный успех после публикации 16 иллюстраций к уайльдовской «Саломее») его самочувствие резко ухудшается – и тогда создаются мрачные рисунки к «Падению Дома Ашеров» Эдгара По (1895).
Последним его пристанищем стал «лимонный рай» Ментона на берегу Средиземного моря.
Скончался Обри Винсент БЁРДСЛЕЙ 16 марта 1898 года в Ментоне (Франция) в полном сознании, в присутствии матери и сестры, которым он поручил передать последние приветы многочисленным друзьям.
1872 года родился Обри Винсент БЁРДСЛЕЙ /БЁРДСЛИ/ (в Брайтоне, графство Суссекс), известный английский художник-график, иллюстратор, крупнейший мастер стиля модерн, декоратор, музыкант, поэт, «гений миниатюры».
Один из виднейших представителей английского эстетизма и модерна 1890-х годов.
* * * * *
В семье рано поняли, что Обри – вундеркинд. Рисовать сын начал с четырёх лет, под влиянием матери рано пристрастился к английской и французской литературе, благодаря её урокам музыки он осознал свой незаурядный талант. Он занимался с известными пианистами и, как результат, в 11 лет сочинял музыку и стихи, которые отличались редким изяществом, а с марта 1881 года вместе с сестрой Мейбл давал концерты, на которые собирались до 3000 человек.
Систематического же художественного образования Обри не получил, ограничившись тремя месяцами занятий в Вестминстерской художественной школе под руководством профессора Ф. Брауна в 1891 году. Европейское искусство Бёрдслей изучал в музеях Англии и Франции, проявив особый интерес к наследию Мантеньи, Боттичелли, Дюрера.
Творчество мастера интеллектуально в своей основе, важнейшим источником которого была литература (Бёрдслей и сам был автором утонченной прозы и поэзии). Книги стали стержнем и смыслом его творческой жизни. Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами. Его огромное наследие – это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи, экслибрисы.
Бёрдслей дорожил своей репутацией меломана и библиофила. Его любовно собранная огромная библиотека восхищала, как и блестящее знание коллекций Британского музея и Национальной галереи.
Он в оригинале читал греческих и латинских авторов и «часто поражал учёных остротой восприятия всех тонкостей». Слава настигла его в 1892 году, когда он по заказу издателя Джона Дента выполнил серию иллюстраций к роману сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура».
Как художник, Бёрдслей первоначально испытывал влияние У. Морриса и Берн-Джонса. Важным стало изучение японских гравюр, с их гармонией линии и пятна. Глубокое проникновение в традиции японского искусства позволило ему создать удивительный синтез Запада и Востока в собственных рисунках. Мастерски виртуозная линия Бёрдслея, играющая с черными и белыми пятнами силуэтов, буквально в год-два сделала его всемирно известным художником.
Открытие стиля Бёрдслея очень сильно повлияло на современное ему искусство в целом, из корешков и вензелей «выросли» множественные направления модерна и авангарда, образовались школы, не утихали и не утихают споры.
Его творчество оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейского искусства вплоть до плаката, рекламы и модных журналов. Не остались равнодушными к нему и русские художники рубежа XIX–XX веков. Наиболее крупные из них – Константин Сомов и Лев Бакст. Именно Обри Бёрдслею отдают должное за появление таких удивительных произведений в области архитектуры, как поздние работы Федора Шехтеля и Антонио Гауди, именно Бёрдслей привлек интерес всего мира к графике стиля модерн.
В период 1894-1896 годов (в это время к нему приходит невиданный успех после публикации 16 иллюстраций к уайльдовской «Саломее») его самочувствие резко ухудшается – и тогда создаются мрачные рисунки к «Падению Дома Ашеров» Эдгара По (1895).
Последним его пристанищем стал «лимонный рай» Ментона на берегу Средиземного моря.
Скончался Обри Винсент БЁРДСЛЕЙ 16 марта 1898 года в Ментоне (Франция) в полном сознании, в присутствии матери и сестры, которым он поручил передать последние приветы многочисленным друзьям.