13 мая 1912 года родился Дмитрий Николаевич БАЛЬТЕРМАНЦ (в Варшаве, Царство Польское, Российская им...
13 мая
13 мая
1912 года родился Дмитрий Николаевич БАЛЬТЕРМАНЦ (в Варшаве, Царство Польское, Российская империя), известный советский фотокорреспондент, в годы Великой Отечественной войны военкор газет «Известия» и «На разгром врага».
* * * * *
С началом I-й мировой войны с семьей переехал в Москву. В годы революции их квартиру превратили в коммуналку, оставив одну комнату, где и прошла почти вся жизнь фотографа.
С 14 лет Дмитрий подрабатывал в типографии «Известий», где помогал оформлять уличные витрины фотографиями и устанавливать аппаратуру для съемок мэтрам фотографии того времени.
В 1939 году Бальтерманц закончил механико-математический факультет МГУ и стал преподавателем математики в Высшей военной академии, получив звание капитана.
Через несколько месяцев раздался звонок из «Известий»: ему предложили поехать в командировку и сделать репортаж о вводе Советских войск на территорию Западной Украины. Эта поездка и решила его судьбу – Дмитрий был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотографом.
В 1941 году немецкие войска подошли к Москве – известная ныне фотография «На дорогах войны» была сделана им примерно в 20 километрах от Москвы.
В 1942 году Бальтерманц на несколько дней вернулся из-под Сталинграда в Москву – он должен был проявить и напечатать фотографии о первых победах на этом фронте. Среди снимков, оставленных сушиться на ночь в редакции, были фотографии, напечатанные с пленок, снятых еще под Москвой. Ночью, в отсутствие фотографа, руководство газеты решило срочно поставить в утренний номер один из снимков Бальтерманца. Была выбрана фотография с двумя пленными немцами, и дана подпись – пленные немцы из-под Сталинграда. В действительности эта фотография была сделана еще под Москвой. Утром обнаружилась роковая ошибка.
Руководство списало ответственность на фотографа, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон. Тяжелое ранение в одном из первых боев спасло Дмитрия от смерти, которой обычно заканчивалась служба «штрафников». После госпиталя его, «смывшего вину кровью», реабилитировали и направили фотокорреспондентом во фронтовую газету.
Большинство фронтовых снимков Дмитрия Николаевича, в частности легендарный снимок «Горе» (1942), ставших классикой мирового военного фоторепортажа, были напечатаны спустя десятилетие после окончания войны – с началом хрущевской оттепели.
Бальтерманц, постоянно работавший со своим архивом, отобрал небольшое количество снимков, ставших общечеловеческой метафорой трагедии войны. Персональные выставки в Лондоне (1964), Нью-Йорке (1965), Париже (Первый Международный Месяц фотографии, 1990) и другие превратили эти сюжеты в символы, известные всему миру.
Дмитрий Бальтерманц был награжден многими орденами и медалями, однако, после войны от сотрудничества с бывшим «штрафником» отказывались все крупные советские издания. Лишь А. Сурков – главный редактор «Огонька» – пригласил его в свой журнал, где Дмитрий Николаевич работал до конца своей жизни, сначала фотокорреспондентом, а затем заведующим фотоотдела.
После войны, «Огонек» начал печатать цветные фотографии, и снимки Бальтерманца стали классикой «раннего цвета».
Скончался Дмитрий Николаевич БАЛЬТЕРМАНЦ 11 июня 1990 года в Москве, похоронен на Востряковском кладбище.
--------------------------------------------------
Смотри «Классики российской фотографии. Дмитрий Николаевич Бальтерманц» по ссылке:
https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post322515773/
--------------------------------------------------
1912 года родился Дмитрий Николаевич БАЛЬТЕРМАНЦ (в Варшаве, Царство Польское, Российская империя), известный советский фотокорреспондент, в годы Великой Отечественной войны военкор газет «Известия» и «На разгром врага».
* * * * *
С началом I-й мировой войны с семьей переехал в Москву. В годы революции их квартиру превратили в коммуналку, оставив одну комнату, где и прошла почти вся жизнь фотографа.
С 14 лет Дмитрий подрабатывал в типографии «Известий», где помогал оформлять уличные витрины фотографиями и устанавливать аппаратуру для съемок мэтрам фотографии того времени.
В 1939 году Бальтерманц закончил механико-математический факультет МГУ и стал преподавателем математики в Высшей военной академии, получив звание капитана.
Через несколько месяцев раздался звонок из «Известий»: ему предложили поехать в командировку и сделать репортаж о вводе Советских войск на территорию Западной Украины. Эта поездка и решила его судьбу – Дмитрий был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотографом.
В 1941 году немецкие войска подошли к Москве – известная ныне фотография «На дорогах войны» была сделана им примерно в 20 километрах от Москвы.
В 1942 году Бальтерманц на несколько дней вернулся из-под Сталинграда в Москву – он должен был проявить и напечатать фотографии о первых победах на этом фронте. Среди снимков, оставленных сушиться на ночь в редакции, были фотографии, напечатанные с пленок, снятых еще под Москвой. Ночью, в отсутствие фотографа, руководство газеты решило срочно поставить в утренний номер один из снимков Бальтерманца. Была выбрана фотография с двумя пленными немцами, и дана подпись – пленные немцы из-под Сталинграда. В действительности эта фотография была сделана еще под Москвой. Утром обнаружилась роковая ошибка.
Руководство списало ответственность на фотографа, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон. Тяжелое ранение в одном из первых боев спасло Дмитрия от смерти, которой обычно заканчивалась служба «штрафников». После госпиталя его, «смывшего вину кровью», реабилитировали и направили фотокорреспондентом во фронтовую газету.
Большинство фронтовых снимков Дмитрия Николаевича, в частности легендарный снимок «Горе» (1942), ставших классикой мирового военного фоторепортажа, были напечатаны спустя десятилетие после окончания войны – с началом хрущевской оттепели.
Бальтерманц, постоянно работавший со своим архивом, отобрал небольшое количество снимков, ставших общечеловеческой метафорой трагедии войны. Персональные выставки в Лондоне (1964), Нью-Йорке (1965), Париже (Первый Международный Месяц фотографии, 1990) и другие превратили эти сюжеты в символы, известные всему миру.
Дмитрий Бальтерманц был награжден многими орденами и медалями, однако, после войны от сотрудничества с бывшим «штрафником» отказывались все крупные советские издания. Лишь А. Сурков – главный редактор «Огонька» – пригласил его в свой журнал, где Дмитрий Николаевич работал до конца своей жизни, сначала фотокорреспондентом, а затем заведующим фотоотдела.
После войны, «Огонек» начал печатать цветные фотографии, и снимки Бальтерманца стали классикой «раннего цвета».
Скончался Дмитрий Николаевич БАЛЬТЕРМАНЦ 11 июня 1990 года в Москве, похоронен на Востряковском кладбище.
--------------------------------------------------
Смотри «Классики российской фотографии. Дмитрий Николаевич Бальтерманц» по ссылке:
https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post322515773/
--------------------------------------------------