Ваш день рождения

28 января В 1864 году родилась Анна Семёновна ГОЛУБКИНА (в Зарайске, Рязанская губерния; ныне Моско...

28 января
28 января
В 1864 году родилась Анна Семёновна ГОЛУБКИНА (в Зарайске, Рязанская губерния; ныне Московская область), российская советская художница, представительница скульптуры русского модерна.
Руками одной из самых известных русских женщин-скульпторов создано немало произведений, ставших классикой станковой скульптуры. Её работы находятся в крупнейших музеях и собраниях (Третьяковская Галерея, Русский Музей и других). Голубкина стала одним из первых скульпторов, создавших в своих произведениях образ людей труда.
* * * * *
Из мещанской староверческой семьи, она в 25 летнем возрасте уехала в Москву и поступила в организованные архитектором А.О. Гунстом Классы изящных искусств, где её способности заметил известный скульптор и педагог С.М. Волнухин (под его руководством Анна обучалась ремеслу ваятеля). В дальнейшем занималась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891-1894), а также в качестве вольнослушателя посещала Петербургскую Академию художеств (1894-1895), где её наставником был скульптор В.А. Беклемишев.
Живя в период 1895-1900 годов преимущественно в Париже, Голубкина посещала Академию Коларосси (создала скульптуру «Железный»), а с 1897 года работала самостоятельно, пользуясь советами Огюста Родена, у которого она стала ассистенткой – выполняла руки и ноги его скульптур. Тогда же ею были созданы такие работы как «Старость», «Огонь», «Туман» (для скульптуры «Старость» использовала позу «Мыслителя»).
По возвращении в Россию преподавала в Московском коммерческом училище, затем на скульптурном отделении Пречистенских рабочих курсов. В 1904-07 годах принимала активное участие в революционном движении; была приговорена к тюремному заключению за распространение прокламаций РСДРП, но освобождена по болезни.
Анна Семёновна создала первый в России скульптурный портрет Карла Маркса (1905). Первоначально работала в духе «передвижников», позднее испытала большое воздействие импрессионизма.
Символом творческой зрелости Голубкиной можно считать горельеф «Волна» («Пловец», 1901) над входом в московский Художественный театр (ныне МХАТ), этапный и для русского модерна в целом. К данной теме – теме «человека и стихии» – причастны и многие другие её произведения: символические фигурные композиции, выражающие идеи неволи и свободы, движения и органического роста («Идущий», 1903; «Раб», 1909; горельеф «Вдали музыка и огни», 1910; «Березка», 1927), а также портреты.
Особенно удавались ей образы людей искусства, чьи характеры у неё как бы формируются из динамически-подвижной, фактурно переданной в материале творческой ауры («А. Белый», 1907; «А.М. Ремизов», 1911; «Л.Н. Толстой», 1927 и др.).
В годы Гражданской войны и тяжелой болезни Голубкина преподавала в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), попутно занимаясь декоративной пластикой малых форм (камеи из морских раковин и слоновой кости). В 1923 году опубликовала книгу «Несколько слов о ремесле скульптора».
Скончалась Анна Семёновна ГОЛУБКИНА 7 сентября 1927 года в Зарайске, где и была похоронена на городском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_января #Г__