17 сентября В 1857 году родился Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (в селе Ижевское, Рязанская губе...

17 сентября
17 сентября
В 1857 году родился Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (в селе Ижевское, Рязанская губерния), величайший русский и советский учёный-самоучка, школьный учитель и изобретатель, сделавший ряд крупных открытий в аэродинамике, ракетной технике и теории межпланетных сообщений.
Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» – прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.
Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.
Мать научила Костю читать и писать, познакомила с началами арифметики. В возрасте 9 лет он заболел скарлатиной, результатом осложнения стала потеря слуха. Наступило то, что впоследствии он назвал «самым грустным, самым тёмным временем моей жизни». Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений.
В 1869 году он поступает в гимназию. Большими успехами будущий ученый не блистал, полуглухому мальчику учиться было нелегко. В 1871 году – отчисление из гимназии c характеристикой «… для поступления в техническое училище». Но именно в это время Константин Циолковский находит свое истинное призвание и место в жизни.
Он занимается образованием самостоятельно. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков. В это же время Константин приобщается к техническому и научному творчеству. Он самостоятельно изготавливает астролябию (первое измеренное ей расстояние – до пожарной каланчи), домашний токарный станок, самодвижущиеся коляски и локомотивы.
Его способности стали очевидны для отца, и он решает послать сына в столицу. Трудолюбивый юноша штудирует науки в библиотеке. За первый год пройдены физика и начала математики. На втором Константин преодолевает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию.
Однако жизнь в Москве была достаточно дорогой, и отец в 1876 году отозвал его в Вятку. Константин становится частным репетитором и зарабатывает самостоятельно, а в свободное время продолжает заниматься в библиотеке.
В 1880 году Циолковский сдает экзамены на учительское звание и переезжает в Боровск, расположенный в 100 километрах от Москвы по назначению от Министерства просвещения на свою первую государственную должность.
Находясь вдали от основных научных центров России, Циолковский, оставаясь глухим, решил самостоятельно проводить исследовательские работы в интересовавшей его области – аэродинамике. Он начал с того, что разработал основы кинетической теории газов и отослал свои расчеты в Русское физико-химическое общество в Петербурге и вскоре получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта… 25 лет назад. Но Циолковский пережил это известие, ставшее для него как ученого ударом, и продолжил исследования. В Петербурге заинтересовались одаренным и неординарным учителем из Вятки и пригласили его войти в состав вышеупомянутого общества.
В 1892 году Циолковский был переведен учителем в Калугу. Там он построил специальный туннель, который позволил бы измерять различные аэродинамические показатели летательных аппаратов. Ученому пришлось использовать семейные средства для проведения исследований. На свои средства он построил более 100 экспериментальных моделей и протестировал их. Через некоторое время общество все таки обратило внимание на калужского гения и выделило ему финансовую поддержку – 470 рублей, на которые Циолковский построил новый, усовершенствованный туннель.
В ходе аэродинамических экспериментов Константин Эдуардович все больше стал обращать внимание на космические проблемы. В 1895 году была опубликована его книга «Грезы о земле и небе», а через год вышла статья о других мирах, разумных существах с других планет и об общении землян с ними. В том же 1896 году Циолковский приступил к написанию своего главного труда «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя». В этой книге были затронуты проблемы использования ракетных двигателей в космосе – навигационные механизмы, поставка и транспортировка топлива и др.
Первые 15 лет ХХ века были самыми тяжелыми в жизни учёного. В 1902 году не стало сына. В 1908 году во время разлива Оки его дом затопило, многие машины, экспонаты были выведены из строя, а многочисленные уникальные расчеты утеряны. В Физико-химическом обществе не оценили значимость и революционность представленных Константином Циолковским моделей.
При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикально изменились. Ему была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Разработки Циолковского стали интересны новой власти, которая оказала ему значительную материальную поддержку.
В 1918 году Циолковский был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук, а в ноябре 1921 года учёному была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой.
Скончался Константин Эдуардович Циолковский 19 сентября 1935 года в ставшем ему родным городе Калуге.
Все события или #Ваш_День_Рождения_17_сентября #Ц__