16 августа 980 года родился АВИЦЕННА /имя при рождении – Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина/ (в...
16 августа
16 августа
980 года родился АВИЦЕННА /имя при рождении – Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина/ (в с. Афшана, близ Бухары, государство Саманидов), средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма.
Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время – визирем в Хамадане.
Всего им написано более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.
Ибн Сина был учёным, одержимым исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.
* * * * *
С раннего возраста он проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет.
Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии Авиценна упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».
В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Там его стали называть «князем врачей». В 1008 году после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы ему приходилось писать в седле во время своих долгих переездов.
В 1015-1024 годах Ибн Сина жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через 40 дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.
После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на 4 месяца Ибн Сина был заточён в крепость. Последние 14 лет жизни он служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности.
Будучи главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также он продолжал плодотворную научную работу, завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в т.ч. «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска.
Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой он вылечить себя не смог.
Скончался АВИЦЕННА /Ибн Сина/ 18 июня 1037 года в Хамадане, Аббасидский халифат. Перед смертью он продиктовал незнакомцу завещание, в котором дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.
Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через 8 месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.
* * * * *
Важнейшим сочинением Ибн Сина является «Канон врачебной науки» – медицинская энциклопедия в 5 частях, – итог опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Оно в XII веке было переведено на латинский язык Герардом Кремонским (1114-1187), известным под именем «отца переводчиков», и обеспечивало Авиценне в течение пяти столетий самодержавную власть во всех медицинских школах Средних веков.
«Канон...» издавался около 30 раз на латинском языке в Европе и вплоть до конца XVII века оставался основным учебником медицины не только для студентов, но и врачей; русский перевод был сделан в 1954-1960 годах.
980 года родился АВИЦЕННА /имя при рождении – Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина/ (в с. Афшана, близ Бухары, государство Саманидов), средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма.
Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время – визирем в Хамадане.
Всего им написано более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.
Ибн Сина был учёным, одержимым исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.
* * * * *
С раннего возраста он проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет.
Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии Авиценна упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».
В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Там его стали называть «князем врачей». В 1008 году после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы ему приходилось писать в седле во время своих долгих переездов.
В 1015-1024 годах Ибн Сина жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через 40 дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.
После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на 4 месяца Ибн Сина был заточён в крепость. Последние 14 лет жизни он служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности.
Будучи главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также он продолжал плодотворную научную работу, завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в т.ч. «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска.
Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой он вылечить себя не смог.
Скончался АВИЦЕННА /Ибн Сина/ 18 июня 1037 года в Хамадане, Аббасидский халифат. Перед смертью он продиктовал незнакомцу завещание, в котором дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.
Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через 8 месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.
* * * * *
Важнейшим сочинением Ибн Сина является «Канон врачебной науки» – медицинская энциклопедия в 5 частях, – итог опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Оно в XII веке было переведено на латинский язык Герардом Кремонским (1114-1187), известным под именем «отца переводчиков», и обеспечивало Авиценне в течение пяти столетий самодержавную власть во всех медицинских школах Средних веков.
«Канон...» издавался около 30 раз на латинском языке в Европе и вплоть до конца XVII века оставался основным учебником медицины не только для студентов, но и врачей; русский перевод был сделан в 1954-1960 годах.