Ваш день рождения

22 июля 1895 года родился Павел Осипович СУХОЙ (в городе Глубокое, Виленская губерния, Российская...

22 июля
22 июля
1895 года родился Павел Осипович СУХОЙ (в городе Глубокое, Виленская губерния, Российская империя; ныне Витебская обл., Белоруссия), советский авиаконструктор, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, доктор технических наук, профессор. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат трех Государственных премий, лауреат премии № 1 им. А.Н. Туполева.
* * * * *
Окончил с серебряной медалью Гомельскую гимназию, с июня 1915 года учился в Московском технологическом училище.
В 1916 году был призван в армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в I-й мировой войне на Северо-Западном фронте; в марте 1918 года был демобилизован.
Вернувшись в родные края, работал учителем средней школы, инструктором промышленной кооперации.
В сентябре 1920 года снова приехал в Москву. После окончания Московского высшего технического училища им. Баумана распределён на работу инженером-конструктором в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства; в будущем стал основой конструкторского бюро (КБ) А.Н. Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Активно участвовал в разработке самолётов Туполева: АНТ-3, ТБ-1, АНТ-5, ТБ-3, Р-6, Р-7, И-5, АНТ-13, АНТ-14, АНТ-17. С октября 1930 года – начальник бригады АГОС; выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.
С мая 1932 года – начальник объединённой бригады № 3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная конструкторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25, предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М. Громова совершил на нём сверхдальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис («Родина»), на котором женский экипаж М. Расковой, П. Осипенко и В. Гризодубовой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва–Дальний Восток.
С мая 1936 года – он уже заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжёлой промышленности СССР, работал над ближним бомбардировщиком ББ-1 (в серийное производство запущен не был).
С февраля 1939 года – главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.
С апреля 1940 года – главный конструктор авиазавода № 289, на базе КБ которого выросло знаменитое на весь мир конструкторское бюро Сухого (ныне – ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно с ноября 1940 года – директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени). В 1949-1953 годах стал заместителем главного конструктора в КБ А.Н. Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 – генеральный конструктор).
В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин: истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука; истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15; истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и др. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например Су-13.
Всего под руководством Сухого разработано более 50 конструкций самолётов
На самолетах его конструкции установлены 2 мировых рекорда высоты (1959, 1962) и 2 мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962).
Скончался Павел Осипович СУХОЙ 15 сентября 1975 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.