4 января В 1643 году родился сэр Исаак НЬЮТОН (в деревне Вулсторп, графство Линкольншир), великий ан...

4 января
4 января
В 1643 году родился сэр Исаак НЬЮТОН (в деревне Вулсторп, графство Линкольншир), великий английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.
Член Лондонского королевского общества (1672) и его президент (с 1703). Один из основоположников современного естествознания.
По словам Эйнштейна «Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности» и «…оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на всё мировоззрение в целом».
Лагранж говорил: «Ньютон был счастливейшим из смертных, ибо существует только одна Вселенная, и Ньютон открыл её законы».
В 12-летнем возрасте он начал учебу в школе в Грантеме, в 19 лет – поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, который окончил в 22 года со степенью бакалавра, а в 1668 году получил степень магистра. В 1669-1701 годах возглавлял физико-математическую кафедру этого университета.
Назначенный смотрителем Монетного двора (1695), Исаак Ньютон через 4 года стал его директором, проведя большую работу по перечеканке монеты и приведя в порядок монетное дело в Англии.
Наиболее плодотворный период его творческой деятельности относится к периоду 1660-80-х годов. В это время сложились важнейшие идеи Ньютона, приведшие к блестящим открытиям. Основные его труды были опубликованы позднее. Величайший труд Ньютона – «Математические начала натуральной философии» (сокращенно «Начала») – был издан в 1687 году.
В них дана формулировка основных понятий и принципов механики в виде трех известных законов – закона инерции, закона изменения количества движения пропорционально приложенной силе и закона равенства действия и противодействия. На их основе Ньютон вывел законы движения тел в поле центральных сил не только в вакууме, но и в сопротивляющейся среде.
В «Началах» были изложены основы теории всемирного тяготения, с большим успехом примененной к определению движения тел Солнечной системы – планет, их спутников и комет. Ньютон показал, что кеплеровы эллипсы, по которым движутся планеты, являются частным случаем траекторий небесных тел, движущихся под влиянием центральных сил. Более общим видом этих траекторий являются конические сечения – эллипс (в частности, окружность), парабола, гипербола.
В этой же книге были впервые объяснены главные особенности движения Луны, явление прецессии, приливы и отливы в океанах, сжатие Юпитера; дана теория фигуры Земли и решен ряд вопросов гидромеханики.
Исаак Ньютон написал много замечательных работ по оптике, в частности фундаментальный труд «Оптика» (1704), в которых он показал, что с помощью стеклянной призмы можно разложить белый свет на лучи разных цветов с различной степенью преломляемости, и объяснил этим хроматическую аберрацию линз. Ошибочно полагая эту аберрацию неустранимой, создал в 1668 и 1671 годах телескопы-рефлекторы, основанные на явлении отражения световых лучей от вогнутого зеркала.
Он изучил явление интерференции света, измерил длину световой волны и сделал ряд других открытий в оптике. Считал свет потоком мельчайших частиц (корпускул), хотя и не отрицал возможности волновой природы света.
Ньютон является создателем математики непрерывных процессов. Разработал (одновременно с Г.В. Лейбницем) основы дифференциального и интегрального исчислений. Занимался алгеброй, аналитической геометрией, поставил ряд проблем вариационного исчисления.
Труды Ньютона и его последователей составили целую эпоху в развитии естествознания, в частности астрономии. На основе его работ в области механики и его теории всемирного тяготения П.С. Лапласом была блестяще развита небесная механика, давшая миру замечательные примеры научного предвидения (предсказание существования Нептуна и Плутона).
В результате опытов Ньютона по разложению белого света призмой стало возможным открытие в 1859 году Г.Р. Кирхгофом и Р.В. Бунзеном спектрального анализа, одного из основных методов исследования в астрофизике.
Открытия Ньютоном интерференции и периодических свойств света были фундаментальными для оптики и, в конечном счете, привели к пониманию природы изображения в телескопе. От первого маленького отражательного телескопа Ньютона была проложена широкая дорога к мощным рефлекторам нашего времени.
Наконец, от ньютоновской механики и теории всемирного тяготения был совершен переход к релятивистской механике А. Эйнштейна и современной космологии. Вклад Ньютона в естествознание навсегда вошел в сокровищницу человеческого разума.
В 1705 году королева Анна возвела Ньютона в рыцарское достоинство – отныне он сэр Исаак Ньютон. Впервые в английской истории звание рыцаря было присвоено за научные заслуги; в следующий раз это произошло более чем век спустя (1819, в отношении Хемфри Дэви).
Скончался сэр Исаак Ньютон 31 марта 1727 года в Кенсингтоне (ныне часть Лондона), похоронен в Вестминстерском аббатстве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_4_января #Н__