2 января 1834 года родился Василий Григорьевич ПЕРОВ (в Тобольске), крупнейший русский живописец,...
2 января
2 января
1834 года родился Василий Григорьевич ПЕРОВ (в Тобольске), крупнейший русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
* * * * *
Он появился на свет незаконнорожденным, родители обвенчались позже. Все его младшие братья получили титулы баронов и фамилию Криденер, Перов же был записан мещанином под фамилией своего крёстного отца – Васильев.
Начальным обучением мальчика занимались мать и нанятый дьячок. Именно последний дал ему прозвище Перов – за пристрастие ребёнка к каллиграфии. Прозвище намертво приросло к нему и стало полноценной фамилией.
Учился будущий художник в Арзамасской школе живописи и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у С.К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 годах – в Париже (пенсионер Академии художеств).
Василий Перов испытал особое влияние творчества П.А. Федотова, а также французской сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы.
В 1857 году его картина «Приезд станового на следствие» была удостоена Большой серебряной медали, а в 1861 году картина «Проповедь в селе» получила Большую золотую медаль. О таланте Василия Перова громко заговорили, в молодом художнике увидели продолжателя дела Павла Федотова.
Всякая новая его картина становилась общественным явлением. За картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль» Перов был удостоен звания академика живописи. В 1870 году за картины «Странник» и «Птицелов» – звания профессора.
Принимал активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, но в 1878 году вышел из него, утверждая, что Товарищество увлеклось привитием зрителям определённых идей. Художник несколько потерялся, пробуя себя на новых художественных путях и столкнувшись с непониманием бывших единомышленников.
Перов преподавал в МУЖВЗ, что стало отдушиной для мастера. Педагогом Василий Григорьевич оказался блестящим. «В школе, – вспоминал М.В. Нестеров, – всё жило Перовым, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний. Все были преданными, восторженными его учениками». В училище он сошёлся с другим знаменитым преподавателем – Алексеем Саврасовым.
Среди учеников Перова были Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин и другие художники.
Василий Перов внес большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей русской культуры. Портрет Ф.М. Достоевского кисти Перова считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи художника полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса.
Скончался Василий Григорьевич Перов 10 июня 1882 года в селе Кузьминки (около Москвы), был похоронен на монастырском кладбище в Даниловом монастыре.
Позднее прах его был перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре.
1834 года родился Василий Григорьевич ПЕРОВ (в Тобольске), крупнейший русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
* * * * *
Он появился на свет незаконнорожденным, родители обвенчались позже. Все его младшие братья получили титулы баронов и фамилию Криденер, Перов же был записан мещанином под фамилией своего крёстного отца – Васильев.
Начальным обучением мальчика занимались мать и нанятый дьячок. Именно последний дал ему прозвище Перов – за пристрастие ребёнка к каллиграфии. Прозвище намертво приросло к нему и стало полноценной фамилией.
Учился будущий художник в Арзамасской школе живописи и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у С.К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 годах – в Париже (пенсионер Академии художеств).
Василий Перов испытал особое влияние творчества П.А. Федотова, а также французской сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы.
В 1857 году его картина «Приезд станового на следствие» была удостоена Большой серебряной медали, а в 1861 году картина «Проповедь в селе» получила Большую золотую медаль. О таланте Василия Перова громко заговорили, в молодом художнике увидели продолжателя дела Павла Федотова.
Всякая новая его картина становилась общественным явлением. За картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль» Перов был удостоен звания академика живописи. В 1870 году за картины «Странник» и «Птицелов» – звания профессора.
Принимал активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, но в 1878 году вышел из него, утверждая, что Товарищество увлеклось привитием зрителям определённых идей. Художник несколько потерялся, пробуя себя на новых художественных путях и столкнувшись с непониманием бывших единомышленников.
Перов преподавал в МУЖВЗ, что стало отдушиной для мастера. Педагогом Василий Григорьевич оказался блестящим. «В школе, – вспоминал М.В. Нестеров, – всё жило Перовым, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний. Все были преданными, восторженными его учениками». В училище он сошёлся с другим знаменитым преподавателем – Алексеем Саврасовым.
Среди учеников Перова были Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин и другие художники.
Василий Перов внес большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей русской культуры. Портрет Ф.М. Достоевского кисти Перова считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи художника полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса.
Скончался Василий Григорьевич Перов 10 июня 1882 года в селе Кузьминки (около Москвы), был похоронен на монастырском кладбище в Даниловом монастыре.
Позднее прах его был перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре.