Ваш день рождения

1 января 1888 года родился Владимир Давидович БАРАНОВ-РОССИНЭ /наст. имя – Шулим Вольф Лейб Баранов;...

1 января
1 января
1888 года родился Владимир Давидович БАРАНОВ-РОССИНЭ /наст. имя – Шулим Вольф Лейб Баранов; псевдоним – Даниэль РОССИНЭ/ (в селе Большая Лепатиха, Таврическая губерния), русско-французский живописец, рисовальщик и скульптор, мастер русского авангарда, изобретатель и музыкант.
* * * * *
Обучался в Одесском художественном училище (1902-1903), где познакомился с Н. Альтманом, затем в Академии художеств (1903-1907) в Петербурге. В период 1907-1910 годов участвовал в первых выставках русского авангарда: «Стефанос», «Звено», «Венок-Стефанос», «Импрессионисты».
Совершив в 1909-1910 годах большое путешествие по Европе, Баранов-Россинэ обосновался в Париже, где выставлялся в Осеннем салоне, Салоне независимых, а также на выставках авангардистов в Цюрихе и Амстердаме. Был связан с кругом поэта Г. Аполлинера, дружил с Р. Делоне и Соней Делоне, принимал активное участие в художественной жизни французского авангарда.
В 1912 году вместе с Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Александром Архипенко, Хаимом Сутиным становится обитателем знаменитого парижского дома «Улей», участвует в парижских салонах под псевдонимом Даниэль Россинэ.
Поиски в духе кубофутуризма привели его в 1913 году от живописи к созданию движущейся скульптуры, он стал одним из основоположников «кинетизма»*.
Во время I-й мировой войны жил в Норвегии, где состоялась первая персональная выставка Владимира Баранова-Россинэ (1916); в произведениях этого периода ощутимо влияние мистического творчества Э. Мунка.
После Февральской революции он вернулся в Россию. Как и многие другие художники русского авангарда, Баранов-Россинэ с энтузиазмом воспринял революционные перемены на родине и возлагал большие надежды на свободное развитие искусства. В 1918 году состоялась его персональная выставка в Петрограде.
Владимир Баранов-Россинэ принимал активное участие в художественной жизни страны: был членом Петроградской коллегии по делам искусств и художественной промышленности, сотрудничал в Отделе изобразительных искусств Наркомпроса, участвовал вместе с Н. Альтманом в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октябрьской революции. Также он занимался педагогической деятельностью: руководил живописной мастерской в Петроградских свободных учебно-художественных мастерских; после переезда в Москву (1919) преподавал во ВХУТЕМАСе, где в 1920-1921 годах был профессором и деканом.
Воплощая идеи А. Скрябина о синтезе музыки и цвета, Баранов-Россинэ развил принципы светомузыки. Он сконструировал клавир «оптофон» (1923-1924; запатентован во Франции в 1926), каждая клавиша которого соответствовала не только определенному звуку, но и цвету, проецируемому на экран. В Москве, а впоследствии в Париже были устроены первые цветомузыкальные концерты.
В 1925 году с усилением нападок на левое искусство Баранов-Россинэ эмигрировал и поселился в Париже, где ежегодно выставлялся в Салоне независимых. В своем творчестве он продолжал экспериментировать: разрабатывал новый пластический принцип в живописи и скульптуре, основанный на использовании петли Мебиуса, обращался к сюрреалистическим образам («Весна», 1930), создавал полихромные абстрактные фигуры из разнородных материалов («Политехническая скульптура», 1933) и т.д.
В этот период Владимир Давидович сделал целый ряд технических изобретений. В частности, хромофотометр (прибор для анализа качества драгоценных камней), «мультиперко» (прибор, позволяющий производить и очищать химические растворы; запатентован в 1934), хамелеон-метод (способ маскировки войск; запатентован в 1939).
В ноябре 1943 года Владимир Давидович БАРАНОВ-РОССИНЭ был арестован гестапо и депортирован. По некоторым свидетельствам, он погиб в 1944 году в одном из нацистских концентрационных лагерей.
Работы Баранова-Россинэ представлены в Музее современного искусства (Нью-Йорк), Центре Помпиду (Париж), Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Петербург), Музее Людвига (Кельн) и в частных собраниях.
* * * * *
Примечание.
* «Кинетизм» (кинетическое искусство) – направление в изокультуре, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных составляющих его форм.
Элементы кинетизма издревле существовали в виде разного рода ручных или механических трюков, оживлявших скульптуру, архитектуру, прикладные искусства (движущиеся фигуры часов и т.д.), в особенности в театральной сценографии.
Но только в XX веке, прежде всего в русле конструктивизма, «кинетизм» как течение обособляется окончательно в отдельных скульптурных объектах, приводимых в движение техникой, вручную или природными стихиями (мобили А. Колдера, конструкции Н. Шеффера), или в целых инвайронментах.
Нередко дополнительно используются звуковые и световые эффекты; прежние электромеханические принципы управления сменяются программно-компьютерными, расширяющими возможность зрительского сотворчества.