18 октября 1840 года родился Алексей Алексеевич ХАРЛАМОВ (в селе Дьячевка, Саратовская губерния),...
18 октября
![](/media/article_images/1361/YfHtZrab2Xk.jpg)
![](https://366days.ru/its/img_preview/?size=x130&image=/media/article_images/1361/PmIBPcry644.jpg)
![](https://366days.ru/its/img_preview/?size=x130&image=/media/article_images/1361/DGHc7mYIPd4.jpg)
![](https://366days.ru/its/img_preview/?size=x130&image=/media/article_images/1361/FXCyOhjkDvc.jpg)
![](https://366days.ru/its/img_preview/?size=x130&image=/media/article_images/1361/JHVue-z8gKk.jpg)
![](https://366days.ru/its/img_preview/?size=x130&image=/media/article_images/1361/b5bAwSLSG-0.jpg)
![](https://366days.ru/its/img_preview/?size=x130&image=/media/article_images/1361/o5D2T37Vxtw.jpg)
18 октября
1840 года родился Алексей Алексеевич ХАРЛАМОВ (в селе Дьячевка, Саратовская губерния), русский художник, мастер портрета.
Его живопись имела неизменный коммерческий успех. Хотя она и не отражала истинного состояния русского искусства, всё же способствовала утверждению престижа русской живописи в Европе. Парижане именовали его как «Маленький Бонна».
Харламов был одним из создателей комитета в пользу неимущих русских художников в Париже.
В начале XXI века интерес к произведениям художника возрос снова, особенно к картинам «Маленькая швея» (в 2006 году продана за 610 тыс. фунтов стерлингов), «Юные цветочницы» (в 2007 году ушла почти за 3 млн. долларов).
* * * * *
Выходец из многодетной семьи крепостного крестьянина, получившей свободу и переехавшей в Санкт-Петербург, Алексей в 12 лет начал брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В.Я Афанасьева и через 2 года поступает в Императорскую Академию художеств.
В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Он много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии и Голландии. Некоторое время живет в Париже.
По заказу музея Академии он делает копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник регулярно посылал свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.
В конце 1872 года он поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна, под влиянием которого окончательно оформился художественный стиль Харламова.
В 1874 году Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника – Репин и Харламов, – писал он. – Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам, Харламов за один год сделал стремительную карьеру.
По окончании срока пенсионерства Харламов приехал в Россию (1875), однако уже осенью следующего года он навсегда уезжает во Францию.
По возвращении в Париж художник снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль и превращает ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле – этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы.
Алексей Алексеевич продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок – вне времени и вне художественного развития. Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия.
Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию. Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так, картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной.
У Харламова просто не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший успеху художника, обернулся для него трагедией в начале XX века.
Последние годы жизни он провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была французская оперная певица Фелия Литвин.
Скончался Алексей Алексеевич ХАРЛАМОВ10 апреля 1925 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
1840 года родился Алексей Алексеевич ХАРЛАМОВ (в селе Дьячевка, Саратовская губерния), русский художник, мастер портрета.
Его живопись имела неизменный коммерческий успех. Хотя она и не отражала истинного состояния русского искусства, всё же способствовала утверждению престижа русской живописи в Европе. Парижане именовали его как «Маленький Бонна».
Харламов был одним из создателей комитета в пользу неимущих русских художников в Париже.
В начале XXI века интерес к произведениям художника возрос снова, особенно к картинам «Маленькая швея» (в 2006 году продана за 610 тыс. фунтов стерлингов), «Юные цветочницы» (в 2007 году ушла почти за 3 млн. долларов).
* * * * *
Выходец из многодетной семьи крепостного крестьянина, получившей свободу и переехавшей в Санкт-Петербург, Алексей в 12 лет начал брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В.Я Афанасьева и через 2 года поступает в Императорскую Академию художеств.
В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Он много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии и Голландии. Некоторое время живет в Париже.
По заказу музея Академии он делает копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник регулярно посылал свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.
В конце 1872 года он поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна, под влиянием которого окончательно оформился художественный стиль Харламова.
В 1874 году Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника – Репин и Харламов, – писал он. – Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам, Харламов за один год сделал стремительную карьеру.
По окончании срока пенсионерства Харламов приехал в Россию (1875), однако уже осенью следующего года он навсегда уезжает во Францию.
По возвращении в Париж художник снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль и превращает ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле – этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы.
Алексей Алексеевич продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок – вне времени и вне художественного развития. Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия.
Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию. Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так, картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной.
У Харламова просто не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший успеху художника, обернулся для него трагедией в начале XX века.
Последние годы жизни он провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была французская оперная певица Фелия Литвин.
Скончался Алексей Алексеевич ХАРЛАМОВ10 апреля 1925 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.