Ваш день рождения

3 июля В 1925 году родился Анатолий Васильевич ЭФРОС /наст. имя – Натан Исаевич Эфрос/ (в Харькове),...

3 июля
3 июля
В 1925 году родился Анатолий Васильевич ЭФРОС /наст. имя – Натан Исаевич Эфрос/ (в Харькове), выдающийся советский кино- и театральный режиссёр, сценарист, педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Еще при жизни он стал легендой российского театра. Спектакли Эфроса поражали своей оригинальностью и самобытностью, а его имя стало неотъемлемой частью истории театрального искусства, наряду с его самыми лучшими представителями К. Станиславским, Е. Вахтанговым, В. Мейерхольдом…
* * * * *
Он с детства интересовался театром, много читал о Станиславском и его спектаклях. Во время Великой Отечественной войны в эвакуации работал слесарем на авиазаводе в Перми.
В 1943 году поступил в студию Ю.А. Завадского при Театре Моссовета; в 1945 году переведен на 2 курс режиссёрского факультета в ГИТИС (мастерская Н.В. Петрова и М.О. Кнебель).
Свои первые спектакли Эфрос поставил в Рязанском театре, а уже в 1954 году он стал главным режиссером Центрального Детского театра (ЦДТ), который при Анатолии Васильевиче перестал быть исключительно детским и превратился в интересный столичный театр. Эфрос поставил там 14 спектаклей, остросовременных и по форме, и по содержанию, имевших большой успех: «В добрый час», «В поисках радости», «Неравный бой», «Друг мой, Колька!» и др.
После того, как Эфрос сделал популярным ЦДТ, в 1963 году он был назначен главным режиссером театра им. Ленинского комсомола. Труппу театра составили актеры, чьи имена сразу стали известными всей Москве: В. Гафт, А. Збруев, М. Державин, Л. Дуров, А. Ширвиндт, Ю. Колычев, О. Яковлева.
Здесь он поставил несколько спектаклей, сделавших его одним из лучших режиссеров страны: «В день свадьбы» Розова, «Снимается кино» и «104 страницы про любовь» Радзинского. Широкую популярность ему принесли постановки классики: «Чайка» Чехова и «Мольер» Булгакова. Эфрос всячески избегал политических игр, считая политику недостойной театра, что не вполне соответствовало духу, насаждаемому в советском театре того времени, и вскоре он был отстранен от руководства Ленкомом.
Вместе с группой актеров в 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной, заняв там место режиссера. В течение последующих 17 лет Анатолий Эфрос поставил свыше 20 спектаклей: «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Дон Жуан» Мольера, «Женитьба» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева. Он в основном обращался к классике, пытаясь избежать советской тематики, хотя были и постановки по современным пьесам: «Счастливые дни несчастливого человека», «Сказки старого Арбата», «Человек со стороны», «Директор театра» и др.
Ставил Эфрос спектакли и в других московских театрах, а также за рубежом. Большой резонанс вызывали его режиссерские работы в кино: «Високосный год», «Двое в степи», «В четверг и больше никогда», а также ряд телеспектаклей – «Острова в океане», «Тартюф», «Ромео и Джульетта»…
Кроме того Эфрос много писал, работал на радио и преподавал в ГИТИСе. Он автор книг и статей по вопросам театрального искусства. В 1984 году был назначен главным режиссером Московского театра драмы и комедии на Таганке, заменив на этом посту вынужденного эмигрировать Ю. Любимова. Хотя часть труппы театра не приняла Эфроса, он поставил там несколько успешных спектаклей – «На дне» М. Горького и «Мизантроп» Мольера, возобновил «Вишнёвый сад» А. Чехова и др.
Вместе со своим режиссёром из театра в театр переходила и группа его актёров-единомышленников, в т.ч. его любимая актриса – О.М. Яковлева.
Этот период жизни стал особенно драматичным для Эфроса. Он оказался втянутым в политические игры, которых всегда сторонился. Последние годы были омрачены нарастанием внутренних конфликтов в театре и вокруг него.
Сердце мастера не выдержало – скончался Анатолий Васильевич Эфрос 13 января 1987 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_3_июля #Э__