Ваш день рождения

Ваш день рождения 30 сентября.

30 сентября 1865 года родился Люсьен ЛЕВИ-ДЮРМЭ (в Алжире), французский художник-символист и гончар...

30 сентября
1865 года родился Люсьен ЛЕВИ-ДЮРМЭ (в Алжире), французский художник-символист и гончар, представитель стиля «модерн».
* * * * *
Чтобы изучать рисунок и скульптуру он в 1879 году отправился в Париж. В 1887 году Леви переезжает на юг Франции где, находясь под влиянием исламского искусства, увлекается керамикой.
В 1895 году он возвращается в Париж и начинает карьеру художника. Примерно в это же время посетил Италию, где вдохновился искусством эпохи Возрождения.
Впервые его живописные полотна и пастели выставляются под именем Люсьен Леви-Дюрмэ в 1896 году: он добавил к своему имени последние два слога от девичьей фамилии матери (Goldhurmer), чтобы отличаться от однофамильцев. Эти работы встретили положительные отзывы публики и обрели популярность, в том числе и в кругу художников. Картины Леви-Дюрмэ отождествляли с полотнами прерафаэлитов, наполненными цветами импрессионистов.
После 1901 года живописец уже не придерживался символизма и все больше работал с пейзажами. Он черпал вдохновение в музыке и пытался в живописи запечатлеть произведения таких великих композиторов, как например Бетховен.
Скончался Люсьен ЛЕВИ-ДЮРМЭ 24 сентября 1953 года в парижском пригороде Ле-Везине.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_сентября #Л__

30 сентября 1840 года родился Жан Жорж ВИБЕР (в Париже), французский живописец-жанрист, один из сам...

30 сентября
1840 года родился Жан Жорж ВИБЕР (в Париже), французский живописец-жанрист, один из самых оригинальных художников.
Он добился признания и финансового успеха благодаря большим полотнам на исторические и мифологические сюжеты. Помимо занятий живописью рисовал акварелью и был основателем и первым президентом Французского общества акварелистов.
* * * * *
Карьеру художника Вибер начинал в граверной мастерской своего деда. В апреле 1857 года поступил в школу изящных искусств, где проучился шесть лет.
На начальном этапе своей карьеры он писал довольно серьезные и драматические сюжеты.
Впервые Жан Жорж Вибер выставился в Салоне в 1863 году, а через год завоевал золотую медаль за картину «Нарцисс, превращающийся в цветок».
Однако около 1867 года его стиль изменился, и вместо серьезных работ художник начал писать легкие и повседневные картины, вместо героических христиан и трагической мифологии, он обратился к более домашним и обыденным сюжетам. Известны его и сатирические полотна на духовенство.
Во время Франко-прусской войны Вибер стал снайпером и был ранен при сражении Мэлмэйсона в октябре 1870 года. Он был удостоен ордена и стал кавалером ордена Почетного легиона. В 1882 году стал сотрудником Почетного легиона.
Кроме того Вибер писал комедии в стиле Мольера, которые ставились на сцене театра «Комеди Фрасез».
Скончался Жан Жорж ВИБЕР 28 июля 1902 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_сентября #В__

30 сентября В этот день православные верующие чтут память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их...

30 сентября
В этот день православные верующие чтут память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
* * * * *
Эти святые, в день памяти которых почти половина России – именинницы, жили в Риме во II веке. По преданию, София, вдова из Милана, приехав с дочерьми в Рим, остановилась у богатой дамы. Воспитанным в христианстве девочкам не могли понравиться нравы «просвещенной столицы» императора Адриана.
При нем христиан специально не разыскивали. Но их все равно казнили – не за «преступления», совершенные до суда, а за неуважение к римским судам и отказ исполнять их предписания.
В глазах же римского общества они были безбожниками, сектантами-изуверами, уклоняющимися от «безобидных» языческих увеселений и зрелищ и по ночам отправляющими какие-то чудовищные обряды с «умерщвлением и ритуальным поеданием младенцев».
Кроме того, для римлян это была секта, отделившаяся от иудаизма, а иудеи при Адриане подняли в Палестине такое масштабное восстание, что даже на какое-то время отбили Иерусалим и начали восстанавливать там Храм. Во время подавления этого восстания Иудею практически стерли с лица земли. Понятно, что отношение к Иудее и всему, что из нее происходило, включая христианство, было в Риме более чем отрицательным.
Но, по преданию, дело Софии и ее малолетних дочерей (на день смерти Вере было 12 лет, Надежде – 10 и Любови– 9) – разбирал сам император, и по его приговору казнили за исповедование веры именно детей, а мать умерла сама, от горя, через 3 дня после их похорон.
Самые ранние из дошедших до нас жития Веры, Надежды Любови и Софии датируются VII-VIII веками. А в IX веке при переводе богослужебных книг на церковнославянский греческие имена сестер – Пистис, Элпис и Агапе – были заменены славянскими смысловыми аналогами, и только имя их матери Софии (Премудрость) сохранило оригинальное звучание. В русской традиции это – исключительный случай.
Правда, называли этими именами детей не Руси редко – слишком уж они выбивались из сложившейся церковной системы имен, в которой официальные, крестильные имена не имели других смыслов, кроме обозначения того или иного святого.
Только после восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, прошедшего под знаком борьбы с засильем иностранцев в России, именно эти имена, единственные во всех святцах звучавшие явно по-русски, стали очень популярны, прежде всего, в дворянских семьях.
Но настоящий бум их популярности начался в XX веке, когда всего, что эти имена олицетворяли – веру, надежду и любовь, – людям стало все больше не хватать.
Мощи святых Веры, Надежды, Любови и Софии 10 мая 777 года Страсбургский епископ Ремигий, получивший их от папы Адриана I, перенес из Рима в бенедиктинское аббатство на острове Эшо во Франции, где они и хранились вплоть до Французской революции. Но в 1792 году монастырские здания были проданы, в обители был устроен трактир с винным погребом, а мощи куда-то исчезли.
В 1822 году трактир вместе с другими монастырскими постройками снесли, но после того, как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником, началось постепенное восстановление обители.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новые частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_сентября

30 сентября 1794 года родился Карл Йозеф БЕГАС (в Хайнсберге), немецкий художник....

30 сентября
1794 года родился Карл Йозеф БЕГАС (в Хайнсберге), немецкий художник.
* * * * *
Отец Карла, судья по профессии, готовил сына к работе в области юриспруденции, но уже в школе у Карла Бегаса обнаружились способности к рисованию.
В 1812 году он был отправлен в Париж для совершенствования в живописи. Проучившись 18 месяцев в студии Антуана-Жана Гро, начал работать самостоятельно. В 1814 году его копия Мадонны делла Седиа была куплена прусским королём Фридрихом Вильгельмом III, что привлекло внимание к творчеству молодого художника.
Бегас получил заказ на создание нескольких полотен большого формата на библейские темы. Картины были размещены в церквях Берлина и Потсдама. Он пополнил королевскую портретную галерею серией портретов выдающихся прусских писателей.
В 1846 году Карл был назначен придворным живописцем и членом Берлинской академии художеств. Отличительными качествами произведений Бегаса нужно признать благородство замысла, тонкий рисунок, полноту колорита и мастерское распределение светотеней.
Скончался Карл Йозеф БЕГАС 23 ноября 1854 года в Берлине.

30 сентября В 1707 году родился Пьетро /Пётр/ Антонио РОТАРИ (в Вероне), итальянский придворный живо...

30 сентября
В 1707 году родился Пьетро /Пётр/ Антонио РОТАРИ (в Вероне), итальянский придворный живописец-портретист, работавший в России; граф.
На протяжении всей своей жизни художник интересовался костюмами и любил рисовать идеализированные портреты моделей в разнообразных одеждах с национальным колоритом.
Его деятельность в России была необыкновенно плодотворна – он создал десятки придворных портретов, выполненных на заказ, а также множество так называемых «головок» – небольших портретов девушек или юношей в национальных костюмах.
* * * * *
Искусству живописи до 1734 года Пьетро Ротари обучался в художественных мастерских Венеции, Рима и Неаполя. Работал в Вене при дворе Марии Терезии, затем в Дрездене и Мюнхене. Писал картины на исторические, религиозные и мифологические сюжеты.
По приглашению Елизаветы Петровны в 1756 году прибыл в Петербург. Художник быстро вошёл в моду благодаря лёгкой и комплиментарной манере письма. Занимался в основном портретной живописью и всегда имел большой успех. Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II одинаково благоволили ему. Полотно «Александр и Роксана» было исполнено для Екатерины Алексеевны в бытность ее великой княгиней для её дворца в Ораниенбауме.
В период бурного роста русской культуры, Ротари не испытывал недостатка в заказах. Чаще ему позировали представительницы прекрасного пола – их изящные, идеализированные образы кисти итальянца становились украшением дворянских особняков.
Напротив, мужские портреты художника, нередко изображая людей активных в общественной и государственной деятельности, конкретнее выявляли личные качества модели. Среди его произведений – портрет Б.Ф. Растрелли.
Многие известные люди заказывали портреты у Пьетро Ротари. Наиболее известные из них – императрицы Елизаветы Петровны, графини М.А. Воронцовой, А.А. Голицыной, Великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II) и др.
Однако, он вошел в историю в первую очередь типажными образами юных девушек. Писал быстро и создал сотни камерных, почти одного формата портретов. В 1760 году Елизавета Петровна приобрела у Ротари 50 таких работ, а после его смерти Екатерина II выкупила у вдовы художника все полотна, что оставались в мастерской.
Художник слыл большим знатоком костюма; среди портретов есть модели в польских, венгерских, турецких русских и т.д. Всего набралось около 400 портретов, выполненных в одной манере и связанные одной темой.
Екатерина II решила украсить работами Ротари один из интерьеров Большого Петергофского дворца. В 1764 году по проекту Ж.Б. Валлен-Деламота была закончена шпалерная развеска картин в зале, именуемом сейчас Картинным («Кабинет Мод и Граций»). В зале представлено самое крупное собрание работ художника: 368 полотен занимают почти всю площадь стен. Некоторые работы созданы Ротари ещё до приезда в Россию, но большинство написаны здесь.
Такие же полотна художника представлены в Ораниенбауме и Архангельском. В Китайском павильоне Ораниенбаума по замыслу Екатерины II устроен «Кабинет Ротари», в нём представлены 22 работы художника; в Архангельском есть «Салон Ротари».
Пьетро Ротари оставил след в истории русской живописи, занимаясь и преподавательской деятельностью. Он организовал в России частное художественное училище; среди его учеников были А.П. Антропов, И.П. Аргунов и Ф.С. Рокотов.
Скончался Пьетро Ротари 31 августа /11 сентября/ 1762 года в Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_сентября #Р__

30 сентября В 1207 году родился РУМИ или МЕВЛЯНА /полное имя – Мавлана Джалал ад-Дин Мухаммад Руми/ ...

30 сентября
В 1207 году родился РУМИ или МЕВЛЯНА /полное имя – Мавлана Джалал ад-Дин Мухаммад Руми/ (в городе Балх, Государство Хорезмшахов), выдающийся персидский поэт-суфий.
Иногда его называли также Мавлана Джалал ад-Дин Мухаммад Балхи, по названию города Балх, откуда он родом.
Руми – духовный предок дервишей суфийского ордена Мевлеви, самого влиятельного в Османской Турции и существующего и в наше время тариката – метода духовного возвышения и мистического познания Истины.
* * * * *
Он выходец из семьи популярного в народе придворного учёного богослова-юриста и проповедника-суфия, вынужденного бежать из родного города и, после долгих скитаний, обосновавшегося в Малой Азии (Рум) при дворе турок-сельджуков в городе Конья.
Джалал ад-Дин получил хорошее образование не только богословско-юридическое, но и в области точных наук. В 1231 году он занял место отца при дворе.
Литературная деятельность Руми не многообразна, но очень значительна. Джалал ад-Дин был прежде всего поэтом. Его лирический «Диван», содержит касыды, газели и четверостишия (рубаи). Поэт проводит в них идею ценности человека независимо от его земного величия.
Известен Руми и как автор грандиозной эпико-дидактической поэмы (около 50 тыс. стихов) «Маснави» /сдвоенный, двустишия/. Здесь в эпической форме поучительных рассказов, сопровождаемых нравоучениями или прерываемых лирическими отступлениями, проводятся те же идеи, но в более популярной форме.
Единства сюжета в «Масневи» нет; всё произведение проникнуто единым настроением; форма его – рифмующие двустишия, выдержанные в одинаковом ритме.
«Маснави» – одна из наиболее почитаемых (конечно, не фанатичным духовенством) и читаемых книг мусульманского мира.
Скончался Руми 17 декабря 1273 года в городе Конья, Конийский султанат.
* * * * *
Цитаты и афоризмы поэта:

«А где покой? В которой стороне?
Там, где мы с Истиной наедине!»

«А если ты в душе таишь
Лишь мысли, где убыток, где барыш,
Мне жаль тебя: на тропах к высям вечным
Блаженства людям не познать беспечным».

«Не лезь в дела чужие и не строй
Счастливый дом свой на беде чужой».

«Не очень сходны меж собою тот,
Кто суть познал, и тот, кто познает».

«Не потому ль, что люди били их,
Пророки совершенней всех других?»

«Не прям наш путь, нам свойственны грехи,
Как отделить нам суть от шелухи?»

«Не сединою мудрость мерить надо.
Бывают иногда и те умны,
Чья борода не знает седины.
Меж тем случается: иной из нас
Не умудрён, хотя и седовлас».

«Недаром говорят: у дурака
Нет горя больше, как от языка».

«Нет большего на свете святотатства,
Чем, видя чью-то боль, являть злорадство.
Ведь более других грешащих грешен
Тот, кто чужим страданием утешен!»

—------------------------------------------------------
Смотри «Цитаты и афоризмы Руми» по ссылке:
http://citaty.su/citaty-rumi
—------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_сентября #Р__ #М__

30 сентября В 1891 году родился Отто Юльевич ШМИДТ (в Могилёве, Российская империя), советский мате...

30 сентября
В 1891 году родился Отто Юльевич ШМИДТ (в Могилёве, Российская империя), советский математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира (1928), исследователь Севера.
Профессор. Академик АН СССР и АН УССР. Герой Советского Союза.
Он оставил научное наследие в области математики, географии, астрономии. В 1937 году по его предложению был организован Институт теоретической геофизики (ныне Институт физики Земли АН СССР имени О.Ю. Шмидта).
* * * * *
С золотой медалью окончил гимназию в Киеве, затем физико-математическое отделение Киевского университета, где учился в 1909-13 годах. Там же под руководством профессора Д.А. Граве начал свои исследования в теории групп. С 1916 года приват-доцент в Киевском университете.
Отто Юльевич организует первое издание Большой Советской Энциклопедии, принимает деятельное участие в реформе высшей школы и разработке сети научно-исследовательских учреждений. В 1920-23 годах – профессор Московского лесотехнического института, а с 1923 по 1956 год – профессор 2-го Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Шмидт принимал участие в первой советско-германской памирской экспедиции в 1928 году, организованной АН СССР. Целью экспедиции было изучение и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира.
Он был назначен начальником арктической экспедиции на ледокольном пароходе «Седов» в 1929 году. На Земле Франца-Иосифа создал в бухте Тихой полярную геофизическую обсерваторию, обследовал проливы архипелага и некоторые острова. В 1930 году была организована вторая арктическая экспедиция под руководством Шмидта, в результате открыты острова Визе, Исаченко, Воронина, Длинный, Домашний, западные берега Северной Земли. Один из открытых островов назван в честь начальника экспедиции – островом Шмидта.
В 1930-32 годах Шмидт был директором Арктического института АН СССР. Под его руководством в 1932 году экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков» за одну навигацию прошла весь Северный морской путь, чем положила начало регулярным плаваниям вдоль берегов Сибири.
По инициативе Отто Юльевича был организован Институт теоретической геофизики АН СССР (Шмидт был его директором до 1949 года, в 1949-56 годах – заведующим отделом).
В 1937 году он организовал экспедицию на первую в мире дрейфующую научную станцию «Северный полюс-1» в самом центре Северного Ледовитого океана, а в 1938 году возглавил операцию по снятию персонала станции с льдины.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1» Шмидту Отто Юльевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
Основные его работы в области математики относятся к алгебре; монография «Абстрактная теория групп» оказала значительное влияние на развитие этой теории. Шмидт – основатель московской алгебраической школы, руководителем которой он был в течение многих лет. В середине 1940-х годов Отто Юльевич выдвинул новую космогоническую гипотезу об образовании Земли и планет Солнечной системы (гипотеза Шмидта), разработку которой продолжал совместно с группой советских учёных до конца жизни.
Скончался Отто Юльевич Шмидт 7 сентября 1956 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_сентября #Ш__